Терминология в области управления качеством продукции: качество, показатель качества, фактор качества, явный дефект, скрытый дефект, критический дефект, значительный дефект и пр.

<

011814 0428 1 Терминология в области управления качеством продукции:               качество, показатель качества, фактор качества, явный дефект, скрытый дефект, критический дефект, значительный дефект и пр. Фундаментальное определение качества, данное Гегелем в его Энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность», «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…». Иначе говоря, качество — это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия. В этом, по-видимому, и заключается сущность понятия качества.

Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того предмета, которому они принадлежали. Например, вода при нагревании теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и характеристики (качество).

В стандартах ИСО 8402 и ИСО 9000:2000, в словаре ЕОК и других источниках смысл термина «качество» определен как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Как видно из такого рода определений, в первой их половине говорится о сущности качества (совокупности свойств и характеристик), а во второй — о способности качества удовлетворять потребности, хотя, как известно, иное качество с таким же «успехом» может и не удовлетворять их.

Качество продукции (КП) – совокупность свойств продукции обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соотношении с ее назначением.

Единичный показатель КП – показатель КП, характеризующий одно из ее свойств.

Комплексный показатель КП – показатель КП, характеризующий несколько ее свойств.

Интегральный показатель КП – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребления.

Базовое значение показателя КП – значение показателя КП, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

Регламентированное значение показателя КП – значение показателя КП, установленное нормативной документацией.

Уровень КП – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Установленные требования – это требования, отраженные в специальных документах (ГОСТы и т.д.)

Жизненный Цикл Продукции (ЖЦП) – это совокупность взаимосвязанных процессов, изменение состояния продукции при ее создании, использование, утилизации.

Стадия ЖЦП – это условно определенная часть, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии и конечного результата.

Фактор – это причина, изменяющая качество.

Явный дефект — это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

Многие явные дефекты выявляются при внешнем осмотре (визуально). Однако, если нормативной документацией предусмотрена проверка отсутствия какого-либо дефекта инструментом, прибором или разборкой контролируемого изделия, то такой дефект относится к категории явных, несмотря на возможность его визуального обнаружения.

Скрытый дефект — это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

Скрытые дефекты, как правило, выявляются после поступления продукции потребителю или при дополнительных, ранее не предусмотренных проверках, в связи с обнаружением других (явных) дефектов.

Критический дефект — это дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

Значительный дефект — это дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.

Малозначительный дефект — это дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность.

Устранимый дефект — это дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.

Устранимость и неустранимость дефекта определяют применительно к рассматриваемым конкретным условиям производства и ремонта с учетом необходимых затрат и других факторов.

Один и тот же дефект может быть отнесен к устранимым и неустранимым в зависимости от того, обнаружен он на ранних или на заключительных этапах технологического процесса производства (ремонта).

Неустранимые дефекты могут переходить в категорию устранимых также в связи с усовершенствованием технологии производства (ремонта) продукции и снижением затрат на исправление брака.

Неустранимый дефект — это дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Устранимость и неустранимость дефекта определяют применительно к рассматриваемым конкретным условиям производства и ремонта с учетом необходимых затрат и других факторов.

Один и тот же дефект может быть отнесен к устранимым или неустранимым в зависимости от того, обнаружен он на ранних или на заключительных этапах технологического процесса производства (ремонта).

<

Неустранимые дефекты могут переходить в категорию устранимых также в связи с усовершенствованием технологии производства (ремонта) продукции и снижением затрат на исправление брака.

Коэффициент дефектности продукции — это среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции

Управление качеством продукции – это установление уровня качества на стадии проектирования; обеспечения на стадии изготовления; поддержания на стадии обращения и эксплуатации, осуществляемая путем системного контроля и целенаправленного воздействия на факторы, влияющие на качество.

Система управления КП – совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально – технических и информационных средств при управлении КП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнительная характеристика по содержанию и применению ИСО 9000 второй и третьей версий

 

По определению Международной организации по стандартизации (ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».

Стандартизация выполняет следующие функции:

  1. упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;
  2. закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;
  3. установление правил применения этих нормативных документов.

    Серия стандартов Международной организации по стандартизации ISO-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.

    Стандарты серии ISO-9000 — это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический комитет 176» (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

    Стандарты ISO серии 9000 приобрели к настоящему времени такую популярность на мировом рынке, которая, по мнению специалистов, не имела прецедентов в современной истории стандартизации.

    Серия международных стандартов ISO-9000 включает следующие документы:

  4. ISО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству;
  5. ISО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии;
  6. ISО-9001 (в редакциях до 2000 года ISО 9001, 9002, 9003) излагает модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах жизненного цикла продукции;
  7. ISО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества.
  8. «поддерживающие стандарты» по составлению Руководства и документов по качеству, аудиту системы качества, проведению обучения и т.д. ISО 10001 — 10020.

    Процедурой ISO предусмотрено периодическое редактирование стандартов ISO-9000, применяемых в области управления качеством. Необходимость такого пересмотра также была вызвана возрастанием роли стандартов ISO серии 9000 как основы требований, предъявляемых к системам качества, и при оценке соответствия продукции. Широкое их применение позволило учесть накопленный опыт и при последнем пересмотре, которому подверглись стандарты серии 9000 в редакции 2000 года.

    Вторая редакция основных стандартов серии ISO, вышедшая в 1994 г., включала 24 стандарта. Такая многочисленность была обусловлена тем, что стандарты ISO-9000 создавались независимо от специфики отраслей промышленности, но в дальнейшем потребовалось уточнение базовых стандартов в таких областях как сервис, программное обеспечение, подготовка и обучение персонала и т.д.

    Третья редакция стандартов серии ISO 2000 г. содержит всего 5 стандартов. Таким образом, в настоящее время семейство (серия) ISO 9000 включает:

    все международные стандарты с номерами ISO 9000 — 9004, в том числе все разделы стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004;

    все международные стандарты с номерами ISO 10001 — 10020, в том числе все их части

    ISO 8402 и в некоторых случаях прочие стандарты, учитывающие специфику деятельности организации.

    В редакции 2000 года стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. Вместо трех стандартов ISO 9001, 9002, 9003 введен один — ISO 9001:2000. Документ ISO 9001:2000 включает практически все требования ISO 9901:1994, при этом добавляя к ним и ряд новых. Изменилась структура стандарта — вместо «жесткого» деления всех требований на 20 элементов, что вызывало у многих непроизводственных предприятий проблемы с адаптацией стандарта к их собственной организации, введены 4 основных раздела:

  • ответственность руководства ;
  • управление ресурсами;
  • реализация продукции ;
  • измерение, анализ и улучшение.

    Необходимо особо отметить согласование содержания и структуры этого стандарта с ISO 9004:2000 «Общее руководство качеством и системы качества», что облегчает их совместное практическое использование. При этом стандарт ISO 9001, предназначенный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика, а ISO 9004 служит для совершенствования деятельности в организации. Одной из важнейших черт этих стандартов является их применимость ко всем без исключения видам деятельности.

    Стандарт ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь» имеет целью установление терминологии в области управления качеством. Терминологический словарь в редакции 2000 г. содержит новые термины и уточняет устаревшие понятия.

    Кроме того, в новой редакции стандартов устранена имевшая место определенная путаница в терминологии. В ISO-9000:2000 термин «субподрядчик» заменен на «поставщик», «поставщик» — на «организацию», «потребитель» — на «заказчика».

    К «поддерживающим» стандартам семейства ISO 9000 в новой редакции также отнесены:

  • ISO 10011 «Руководящие указания по проверке системы качества»
  • ISO 10012 «Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования»
  • ISO 10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».

    В новой версии особо подчеркивается, что стандарты ISO серии 9000 описывают, какие элементы следует включать в системы качества, но не устанавливают, каким образом конкретная организация должна внедрять эти элементы. В стандартах не ставится цели добиться полного сходства систем качества. На содержание конкретной системы оказывают влияние нужды организации, стоящие перед ней задачи, накопленный опыт, продукция и процессы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Покажите на примере производства и реализации конкретной продукции (или предоставления конкретной услуги), как происходит управление качеством на отдельных стадиях жизненного цикла продукции («петли качества»)

     

    Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. Эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

    С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.

    Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

    Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

    Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

     

    Список литературы

     

  1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Боков В.А., Гаяев В.И. Проблема «качество»// Стандарты и качество. 2002. № 8. С. 49-51.
  3. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11-16.
  4. Мазурова Т.А. Управление качеством. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005
  5. Никифоров А.Д.Управление качеством: Уч. пос. для вузов. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Уч. пос. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006.
  7. Шадрин А. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация// Стандарты и качество. 2002. № 6. С. 68-73.
  8. Ярцев Д. Сертификация систем качества: проблемы, которые можно избежать // Сертификация. 2003. № 8. С. 80-83..


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00034 sec

WordPress: 22.95MB | MySQL:123 | 1,388sec