Управление медицинским учреждением

<

011614 0523 1 Управление медицинским учреждениемМИССИЯ И ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Проблема алкоголизма и наркомании является одной из наиболее актуальных как для здравоохранения, так и для общества в целом. Прошедшее десятилетие характеризуется ухудшением наркологической ситуации в мире. Нарко-логические заболевания приняли характер эпидемии. К тому же средний возраст, в котором происходит первое упо-требление спиртных напитков или наркотиков, неуклонно снижается. Сегодня дети употребляют психактивные вещества уже в десять–четырнадцать лет, причем у многих уже в этом возрасте появляется зависимость.

В последнее время от причин, связанных с упо-треблением психактивных веществ, ежегодно умирают десятки тысяч человек. Употребление алкоголя и наркотиков увели-чивает риск смерти от болезней сердца, цирроза печени, рака, нарушений психики и других заболеваний. Помимо всего прочего алкоголь и наркотики замешаны в половине автока-тастроф со смертельным исходом.

Не менее серьезная проблема заключается и в том, что алкоголизм и наркомания являются причиной семейных ссор, иногда ведущих к распаду семьи и наносящих моральные и психические травмы.

Даже при самом благополучном стечении обстоятельств спонтанно бросить пить или употреблять наркотик довольно трудно. Оптимальным условием для прекращения упо-требления психактивного вещества является обращение в наркологический диспансер к врачу психиатру-наркологу.

Краснодарский краевой наркологический диспансер является лечебно-профилактическим учреждением, целью ко-торого является организация широкой профилактической анти-алкогольной работы и оказание специализированной помощи лицам, злоупотребляющим алкогольные напитки, страдающим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями.

Основными задачами наркологического диспансера являются:

1. Широкая антиалкогольная и антинаркотическая пропа-ганда среди населения.

2. Ранее выявление и учет больных алкоголизмом и нар-команиями.

3. Лечебная диагностика и консультативная помощь больным алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, оказание этим больным специализированной стационарной и амбулаторной помощи.

4. Динамическое диспансерное наблюдение за нарко-логическими больными.

5. Консультативная помощь больным, медицинская по-мощь, которым оказывается в других лечебно-профи-лактических учреждениях.

6. Проведение медицинского освидетельства лиц, на-правляемых на принудительное лечение по поводу алкоголизма и наркомании в места лишения свободы.

7. Экспертиза алкогольного опьянения.

8. Методическое руководство предрейсовыми осмотрами водителей автотранспорта.

 

 

 

 

 

 

1. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

 

На функционирование краевого наркологического диспансера оказывают влияние факторы так называемыех внутренней и внешней среды (внутренние и внешние основные переменные). Ситуационный анализ более точно определяет характер переменных и оценивает их влияние на эффективность деятельности диспансера.

Должный способ предусматривает необходимость увязывания любых методов и приемов управления с конкретными ситуациями.

Ситуационный анализ серьезно расширяет управление наркологическим диспансером, определяя основные характеристики внутренних и внешних сред.

 

1.1. Внутренняя среда краевого наркологического диспансера

 

В основе формирования структуры наркологического диспансера лежат два основных принципа функционального диспансера управления – специализированное разделение тру-да и контроль за деятельностью системы.

Специализированное разделение труда представлено горизонтальным и вертикальным распределением труда.

Горизонтальное распределение труда выполняется в виде закрепления определенного вида работы за специалистами.

В краевом наркологическом диспансере имеется диспансерное отделение, медицинский центр по профилактике наркомании среди несовершеннолетних, стационар и общебольничное подразделение.

Диспансерное отделение включает в себя кабинеты участковых врачей, кабинет экспертизы алкогольного опьянения, организационно-методический отдел.

Стационар имеет следующие подразделения: приемный покой, отделение неотложной помощи, женское отделение, детское отделение, три мужских отделения и вспомогательные лечебно-диагностические подразделения:

  • клинико-диагностическая лаборатория;
  • химико-токсикологическая лаборатория;
  • кабинет функциональной диагностики;
  • стоматологический кабинет;
  • блок гипербарической оксигенации;
  • кабинет ЛФК;
  • кабинет ЭЭГ. Рео ЭЭГ.
  • тренажерный зал.

    Общебольничные подразделения включают в себя: бухгалтерию, экономический отдел, отдел кадров, хозяй-ственную часть, столовую.

    Вертикальное распределение труда строится на основе иерархического принципа управления. Общее руководство диспансером осуществляет главный врач, который имеет заместителя по лечебной части. Последний курирует медицинскую деятельность диспансера, а в отсутствии главного врача проводит общее руководство. Каждое подразделение имеет своего руководителя: в бухгалтерии – главный бухгалтер, в хозяйственной части – директор, в отде-лениях и лабораториях – заведующий отделением или лабо-раторией, в отделе экономики – заместитель главного врача по экономике.

    Любая организация представляет собой совокупность групп людей. В краевом наркологическом диспансере имеются четыре основные группы сотрудников: врачи, психологи, средний медицинский персонал и младший медперсонал.

    Занятость ставок врачей физическими лицами составляет порядка 90%, медсестер – 70%, младшего медперсонала около 50%, психологов – 50%. Такое соотношение сказывается на качестве лечебного процесса. Средний медперсонал имеет больший процент лиц имеющих категорию, чем врачи. Более половины врачей не имеют никакой категории. Между тем каждый врач неоднократно проходит цикл повышения квали-фикации по разным темам. Подавляющее число психологов нашего диспансера не имеет специализации по медицинской психологии. В штате наркологического диспансера имеются специалисты по социальной работе и соцработники. В этой группе специалистов положение наиболее катастрофическое.

    Краевой наркологический диспансер оказывает доста-точно много видов специализированных медицинских услуг. Можно перечислить основные виды: отрезвление, прерывание запоев, купирование состояния отмены от алкоголя и нарко- тиков, проведение противорецидивного лечения направленного на подавление патологического влечения, психокор-рекционные услуги, лечение алкогольных или инток-сикационных психозов, различные виды лабораторных обследований. Наркологические услуги оказываются стацио-нарно, анонимно и неанонимно. Большинство услуг оказы-вается круглосуточно. В ближайшее время начнет функцио-нировать выездная медицинская наркологическая бригада для консультаций и оказания экстренной наркологической помощи на дому и доставления больных в стационар для госпи-тализации.

    Все виды наркологических услуг оказываются на доста-точно высоком уровне качества. Более качественно меди-каментозное лечение осуществляется с качественными психокоррекционные услуги.

    В диспансере постоянно ведется поиск новых видов услуг как непосредственно наркологических, так и других медицинских услуг, включая сервисные услуги. Готовится введение новых видов сервиса: палаты повышенной комфор-тности, палаты на одного больного, палаты лечения семейной пары.

    Немаловажное значение уделяется рекламе деятельности наркологического диспансера. Два раза в неделю показывается рекламный ролик по местному каналу телевидения, ежене-дельно печатается реклама о медицинских услугах диспансера в двух газетах. Кроме этого, информация о деятельности наркологического диспансера помещается в различных справочниках об учреждениях и организациях края. Регулярно врачи диспансера выступают по разным темам нарко-логических проблем на радио и телевидении с одновременной рекламой медицинских услуг.

    В наркологическом диспансере имеется медицинское оборудование: лабораторное диагностическое и лечебное. Лучше всего оснащена оборудование химико-токсиколо-гическая лаборатория. Она оснащена достаточно современ-ным, дорогостоящим оборудованием. Хуже оснащена оборудо-ванием клиническая лаборатория, хотя в последние годы ежегодно закупается по несколько единиц лабораторного оборудования. В меньшей степени диспансер оснащен диагно-стическим и лечебным оборудованием, которое давно уже морально устарело и имеет 100%-ный износ. В этом году возможно приобретение нескольких единиц диагностического оборудования – флюорограф, УЗИ, электроэнцелограф, а также 10 приборов физиотерапевтического кабинета.

    <

    Очень больная тема для наркологического диспансера – это его финансовое положение. В 2003 году профинансируется только 30% основных потребностей в денежных средствах. Для качественного медикаментозного лечения одного нарко-логического больного в день требуется до 200– 250 рублей, в реальности профинансировано в пределах 35 рублей на одного больного в день. Такое же урезанное финансирование осуществляется всех составляющих лечебного процесса: пита-ния, мягкого и твердого инвентаря, медицинского обо-рудования.

    Имеющиеся в диспансере платные медицинские услуги вследствие неверных требований к расчету их стоимости не позволяют иметь дополнительное финансирование на развитие материальной базы лечебного процесса в наркологическом диспансере.

    Учитывая недостаточное финансирование, старую материальную базу, несовершенство оказываемых меди-цинских услуг, низкую заработную плату можно отметить, что одна из основных функций процесса управления – мотивация слабо выражена.

    Создание у сотрудников сознательного побуждения к выполнению работы путем экономического стимулирования практически невозможно. Финансируется объем заработной платы только согласно штатам, а законные к объему заработной платы на премиальные не выдается и иные пути экономического стимулирования не возможны. Приходится искать опосредованные пути повышения заработной платы, которые не связаны с растратами и качеством труда.

    Учитывая вышеизложенное остается повышать мотивацию путем активного применения законов поведения человека, т.е. применяя принцип выговора и благодарности, а так же принцип долга медицинского работника.

    Технология оказания медицинских наркологических услуг включает в себя, прежде всего, такие составляющие как материальные, психологические и организационные. Компоненты технологии – это структура, процесс и результат. Улучшение результата путем снижения отклонений в течение процесса является в настоящее время одной из важных проблем оказания медицинских услуг. В наркологическом диспансере имеется самое серьезное отношение к системе стандартов. Мы используем имеющиеся государственные стандарты и разрабатываем собственные стандарты процесса лечения патологических больных.

    В контексте изменения, а точнее улучшения, технологии оказания медицинских услуг мы в этом году вложим значительные изменения в структуру. Точнее мы проведем ресткрутизацию наркологического диспансера. Создавая и новые горизонтали структуры диспансер, а также качественно моделируя имеющиеся горизонтали мы надеемся улучшить технологию оказанию медицинских услуг.

    А в этом году мы совершенствуем и создадим стандарты психологического сопровождения работы среднего и младшего медицинского персонала. Это так же позитивно отразится на качестве медицинских услуг.

    Краевой наркологический диспансер, к сожалению, не имеет высокого имиджа, по сравнению с другими лечебными учреждениями г. Краснодара. Однако по сравнению с нарко-логическими и психиатрическими учреждениями края краевой наркологический диспансер оценивается более высоко практически по всем внутренним основным переменным.

    Невысокий    имидж наркологического диспансера создается слабой материальной базой, а также особенностями наших пациентов, которым свойственны разрушительные действия и поступки. И этим действия направлены чаще всего на материальную базу диспансера: здание, мягкий и твердый инвентарь.

    На основании изложенных переменных внутренней среды краевого наркологического диспансера можно сделать вывод, что диспансер, не смотря на имеющиеся трудности, настроен, стремиться, и имеет все возможности к позитивному развитию.

    Медицинский персонал достаточно квалифицирован, материальная база укрепляется, технология оказания медицинских услуг совершенствуется.

     

    1.2. Внешняя среда медицинского учреждения

     

    Внешняя среда медицинского учреждения включает в себя факторы прямого воздействия – поставщики, трудовые ресурсы, законы государственного регулирования, потребители и конкуренты, а также факторы косвенного воздействия – состояние науки, социальные, культурные и политические изменения.

    Вступившая в 2003 г. в силу 25 главы Налогового Кодекса дает более широкие возможности ценообразования платных медицинских услуг. Она позволяет увеличить долю заработной платы в цене услуги, что позволит усилить мотивацию медицинского персонала через экономическое стимулирование. Однако финансовые органы края не дают практической реализации этой возможности. В это же время медленно растущая инфляция повышает стоимость затрат заложенных в цене платной медицинской услуги и одновременно инфляция снижает доходы больных – потребителей медицинской наркологической услуги. Это приводит к удорожанию цены услуги и снижению спроса на них. Понижение спроса на услуги отрицательно сказывается на стремлении к профессиональному росту как врачебного персонала, так и средних медицинских работников.

    В последние годы растут правовые знания населения, а, следовательно, и больных. Знание пациентов законов «О защите прав потребителей», «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и других законов и законодательных актов повышает требования к качеству медицинской услуги. Это также заставляет врачей признать стандарты своей деятельности, и придерживаться их и изменять технологию лечебного процесса.

    На технологию деятельности наркологического диспан-сера и врачей-наркологов влияют не только потребители – наши потребители и их родственники, но и конкуренты. Основные конкуренты краевого наркологического диспансера – краевая психиатрическая больница и городская психиатрическая больница. Конкуренты наркологического диспансера уступают в знаниях и опыте, т.е. в подготовке кадров. Структура этих лечебных учреждений сходная со структурой диспансера. Однако, формирование групп специалистов в границах наркологических отделений более результативно, чем наличие одного специалиста в рамках психиатрического отделения.

    Более громоздкой и сложной стала система поставки медикаментов и медооборудования в диспансер. Эта система ослабила возможности и оперативность поставщиков.

    Существующая система котировки цен, электронных торгов замедляет и затрудняет введение новых технологий и снижает оперативность лечебного процесса.

    Значительные успехи промышленного производства в последние годы объясняют прорывы в области технологии, включая технологии процесса медицинских услуг, что, в конечном счете, влияет на их качество и результат.

    Углубление и расширение научных данных стремительно воздействует на технологии, кадры, качество медицинских услуг и, следовательно, на имидж наркотического диспансера. Так понимание патологических зависимостей как результат нарушения гомеостаза нейромедиаторов повлекло за собой изменение структуры лечебного процесса, тактики действия медперсонала и формирование конечного результата меди-цинской услуги.

    Социальные факторы играют серьезную роль в появ-лении, лечении болезни человека и формировании лечебного процесса. Одной из причин наркологических заболеваний является формирование привязанности. Каждый человек испы-тывает психологический дискомфорт, если у него нет привязанности к кому-нибудь или чему-нибудь. Психический дискомфорт заставляет человека привязаться к алкоголю, наркотикам, азартным играм, перееданию и т.д. Как только у человека появляется привязанность – пристрастие, психоло-гический дискомфорт заменяется психическим комфортом и круг замкнулся. В наркологическом диспансере учитывается этот фактор и на него ориентируется технология лечения.

    Наркологический диспансер активно участвует в формировании привязанности к здоровому образу жизни у наших пациентов и в пропаганде его у населения. Чтобы привязать наших пациентов к здоровому образу жизни в диспансере введен в структуру стационара тренажерный зал, который пользуется у наших пациентов огромной популярностью.

    Политическая составляющая общественной жизни затрагивает и наркологическую службу, и наркологический диспансер. Наличие демократических принципов общества оказывает влияние как на вертикальное распределение труда, так и на тактику лечебного процесса наших пациентов. Демократизация заставляет нас искать новые технологии и порой корректировать цели.

    2. выдвижение целей – маркетинговый синтез

     

    Основными целями деятельности краевого нарко-логического диспансера являются, прежде всего, в удов-летворении объективной необходимости наркологического пациента в медицинской услуге, соответствующей куль-турному уровню и личности пациента и достижение прибыль-ности, выражающейся в увеличении оплаты труда персонала диспансера.

    Для достижения этой цели наркологический диспансер использует маркетинговую стратегию, ориентируемую на потребителя-пациента.

    Осуществляя маркетинговый синтез, мы должны учитывать все составляющие структуры маркетинга: люди, услуги, цена, место, продвижение.

    Первая составляющая – люди – включает в себя сотруд-ников наркологического диспансера и потребителей нашей медицинской услуги: пациентов и их родственников.

    Мы стараемся принимать на работу в диспансер не всех желающих, а тех, которые больше соответствуют нашим стандартам. Лучше это получается с врачебным персоналом и очень плохо с младшим медперсоналом. В диспансере имеется система обучения персонала: это курсы повышения квали-фикации и специализации вне диспансера и внутри него: конференции, лекции, семинары. Обученный сотрудник работает более производительно и достигает более высокого результата.

    В наркологическом диспансере используется практика продвижения своих работников на более высокую должность.

    К сожалению, не достаточно широко используется элемент удовольствий: различные вечера, встречи.

    Как уже было отмечено, маркетинговая стратегия наркологического диспансера направлена на потребителя, наркологического пациента и их родственников. Учитывая, что алкоголизм передается генетически и что 80% жителей страны имеют ген, ускоряющий расщепление алкоголя в организме человека, тем самым создавая условия для формирования и развития алкоголизма, в диспансере больше внимания уделяется субъекту – «больному алкоголизму».

    Следующий элемент маркетингового синтеза – это медицинская услуга. Это, пожалуй, самый емкий элемент, который с одной стороны постоянно меняется, так как он напрямую завязан с потребителем, а с другой стороны жестко детерминирован имеющимися государственными стандартами оказания наркологических услуг.

    Чтобы совершенствовать качество реализуемых услуг наркологический диспансер через средства массовой информации проводит стратегию позиционирования своих услуг.

    Кроме этого в диспансере пытаются сформировать марку своих услуг. Хотя это, даже среди сотрудников, формируется сложно, медленно и неоднозначно.

    Особое место занимают конкуренты наркологического диспансера. Диспансер постоянно следит за их работой. Отслеживание конкурентов ведется через сотрудников других лечебных учреждений и через пациентов, которые получали наркологические услуги в этих лечебных организациях. У конкурирующих лечебных учреждений, а также у индивидуальных предпринимателей контролируются и изучаются виды медицинских услуг, их качество, форма, объем, цена. Вся полученная информация используется для выработки стратегии маркетинга.

    Серьезное внимание в наркологическом диспансере уделяется цене услуги. К сожалению, у диспансера имеется мало прав и возможностей самостоятельно, быстро и гибко регулировать цены на свои услуги, так как в ценообразовании используются только бюджетные расценки.

    Учитывая низкую платежеспособность наших пациентов, наркологический диспансер старается удерживать рост цен на платные услуги, несмотря на инфляцию. Это возможно за счет усовершенствования лечебного процесса и уменьшения затрат на медикаменты.

    Следующим компонентом маркетингового синтеза является место услуг на рынке.

    Ранее уже было отмечено, что наркологические проблемы имеют очень широкое распространение и большую значимость. Тем не менее, реализация наркологической услуги имеет трудности. Наркологический диспансер имеет одно здание стационара и одно здание диспансера. Это создает трудности в доступности и своевременности оказания услуги. Наркологические заболевания считаются в быту «грязными» болезнями. Многие больные не хотят, чтобы их заметили входящими и выходящими из наркологического диспансера. И, наконец, в силу того, что наркологические заболевания являются психическим заболеваниями, некоторые клиенты не считают себя больными и не хотят самостоятельно идти в наркологический диспансер. Исходя из этого, в диспансере планируется ввести выездные бригады для оказания наркологической услуги на дому. Оптимальным было бы перепрофилировать часть наркологических коек в койки для лечения больных с расстройством поведения и для больных с неврастическими расстройствами.

    И, наконец, еще одним элементом маркетингового синтеза является продвижение наркологических услуг.

    Для продвижения наркологических услуг диспансер использует рекламную поддержку. В очень небольших объемах диспансер рекламирует свои услуги в печати, радио, в несколько больших объемах на телевидении. Главной причиной слабой рекламной поддержки является недоста-точность финансирования. На рекламу платных услуг выделяется 5% от ее стоимости. По-видимому, необходимо увеличить финансирование рекламной поддержки хотя бы на 2%.

    При принятии решений речь идет не обо всех решениях вообще, а лишь о главных, тех которые предопределяют дальнейшее развитие наркологического диспансера.

    Прежде всего, главным потребителем медицинских услуг наркологического диспансера являются лица с нарко-логическими проблемами и их родственники.

    Основными услугами являются наркологические, психотерапевтические и сервисные услуги.

    Главными конкурентами наркологического диспансера являются краевая психиатрическая и городская психиат-рическая больницы.

    Таким образом, исходя у этих решений должны быть ориентация маркетинга проводимого краевым нарколо-гическим диспансером.

     

     

    3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     

    Одним из стратегических планов является расширение диагностической базы, кроме клинико-токсикологической и клинической лаборатории, и создать модуль функциональной диагностики, для которого необходимо приобрести высокотехнологичное оборудование. Для приобретения высокотехнологического оборудования необходимо изменить распределение выделяемых финансовых средств и расширить процесс пожертвований от клиентов и организаций.

    Далее необходимо вводить новые виды услуг, активно принимать на лечение пациентов с нехимической зави-симостью и различными видами психической зависимости: азартные игры, переедание.

    Стоит серьезно усилить рекламное обеспечение деятель-ности диспансера, используя все виды рекламы, регулярно рекламировать свою деятельность, увеличив для этого финансирование.

    Стоит изменить кадровую политику. При этом проводить строгий дифференциальный отбор при приеме на работу в наркологический диспансер, принимать на работу только лучших специалистов, особенно это касается врачебного персонала.

    Необходимо изменить систему оплаты труда. С помощью платных медицинских услуг, добровольного медицинского страхования довести минимальную заработную плату до прожиточного минимума, ввести стимулирующие, поощри-тельные выплаты за достижения в работе.

    Постоянно увеличивать элемент удовольствия в повседневной деятельности. Для этого создать для сотрудников кафе-бар, комнату для отдыха.

    Создать отдел медицинского маркетинга путем замены специалистов.

     

     

     

     

     

     

     

    4. ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     

    Ввести в структуру диспансера кабинет иглорефлек-сотерапии, который будет обслуживать больных всех отделений.

    В каждом отделении создать кабинет психотерапии и психокоррекции. В этом кабинете врачи и психологи смогут проводить сеансы индивидуальной и групповой психотерапии и заниматься психологическим консультированием.

    Создать систему курсовых занятий повышения квали-фикации или усовершенствования по определенным темам для среднего и младшего персонала. Задействовать всех врачей в эту систему обучения.

    Расширить штат планового отдела до 5–6 человек, возложив на них организацию маркетинга наркологического диспансера, так как в настоящее время вопросами маркетинга серьезно никто не занимается, а это затрудняет функционирование диспансера.

    Еще одной тактической задачей является увеличение зара-ботной платы по платным услугам за счет изменения расчета цены на платную услугу. Создать фонд премирования за хорошую работу.

    5. ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН

     

    Ввести в марте 2003 г. на базе отделения неотложной наркологической помощи выездную патологическую бригаду для оказания экстренной помощи наркологическим больным на дому и доставления больных в стационар для госпитализации.

    Закупить прибор и создать в апреле 2003 года кабинет УЗи-диагностики, введя в штат врача функциональной диагностики. Кабинет разместить на базе административного этажа одного из отделений.

    Ввести в июне 2003 года в работу кабинет флюорографии. При этом провести капитальный ремонт и постройку специализированных помещений на первом этаже стационара.

    В каждом отделении в апреле 2003 года выделить палату для оборудования палаты дневного стационара. Возложить на заведующих существующих отделений круглосуточного пребывания обязанности заведывания палатой дневного стационара на 10 человек. Штатные единицы палаты дневного пребывания заполнить за счет отделения, на базе которого развертываются эти палаты.

    Объединить в мае 2003 года все кабинеты физиотерапевтического лечения, ЛФК, гипербарической оксигенации в отделение лечебновосстановительное. Ввести новую штатную единицу заведующего отделением и старшей медсестрой этого отделения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА И КОНТРОЛЯ

     

    В настоящий момент для реализации создания выездных наркологических бригад приобретена машина скорой помощи, разработано положение о выездной бригаде, утверждены обязанности врача, фельдшера и санитара. Укомплектован медикаментами саквояж врача. При утверждении главным врачом наркологического диспансера приказа о работе выездной бригады, последняя может выезжать на линию.

    Приобретен аппарат флюорографии, сделана проектная документация на флюорографический кабинет и этот проект вынесен на аукцион. После проведения которого, фирма выигравшая его приступит к ремонтным работам.

    Счет на аппарат УЗИ оплачен и при поступлении денег в организацию-продавец, аппарат будет доставлен в диспансер. Проводятся ремонтные работы в кабинете УЗИ-диагностики, ведется поиск врача для работы на аппарате УЗи-диагностики.

    В настоящее время разрабатывается положение о палатах дневного пребывания наркологических больных и после утверждения этого положения будет издан приказ главного врача диспансера об открытии палат дневного пребывания.

    После утверждения Департаментом здравоохранения приказа о реструктуризации наркологического диспансера будет подписан главным врачом приказ о создании из кабинетов физиотерапии, ЛФК, гипербарической оксигенации лечебно-профилактического отделения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Кашин В.И. Маркетинг и его использование в здравоохранении. Петрозаводск, 1993.
  2. Конгстведт Питер Р. Управление медицинской помощью. Практическое руководство. М., 2000.
  3. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. М. ,1996.
  4. Назаренко Г.И.Полубенцев Е.И. Управление качеством медицинской помощи. М., 2000.
  5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Под ред. Ю.П. Лисицына, М., 1998.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00221 sec

WordPress: 22.68MB | MySQL:120 | 2,033sec