Влияние региональных аспектов на рынок труда

<

012814 1737 1 Влияние региональных аспектов на рынок трудаРазвитие рыночных отношений предполагает исследование возникающих проблем, в том числе и на рынке труда с позиций государственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях такого государства, как Российская Федерация, с его значительными внутрирегиональными различиями, которые могут повлиять на формы проявления тех или иных принципов рыночной экономики и возможности обеспечения межрегионального взаимодействия при размещении производства и формировании региональных рынков. Поэтому существует настоятельная необходимость рассмотрения рыночных отношений в их региональных формах, формирование на их основе региональных рынков различного объема и масштаба. В целом на характер формирования и функционирования региональных рынков влияют разнообразные группы факторов и условий, взаимосвязанных между собой. К ним прежде всего относятся:

  • демографические факторы, влияющие преимущественно на развитие потребительского рынка и рынка труда;
  • климатические и природно-ресурсные факторы, которые создают большой диапазон вариантов формирования функционирования региональных рынков. Эти факторы значительной степени формируют структуру, емкость рынка и схемы товародвижения как важнейшие параметры рынкообразования, определяют как потребительский рынок, так и рынок средств производства;

    — хозяйственно-экономические факторы – хозяйственная, отраслевая специализация региона, экономическая структура, инвестиционная активность, транспортные коммуникации и др. Экономическая структура отдельной региональной системы влияет на характер как потребления, так и производства. От нее зависит роль регионального производства в формировании ресурсов для потребительского рынка и для рынка средств производства. Существенное воздействие экономическая структура оказывает на процесс формирования рынка капитала, рынка труда, рынка информации и знаний1. Транспортный фактор связан в первую очередь с расселенческой схемой, поскольку от него в большей степени зависит разрешение противоречий между географией производства и потребления. Система региональных рынков представляет собой совокупность рынков различного типа, связанных между собой главной целью – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводства.

    В настоящее время идет активный процесс формирования рынка труда в России. И хотя он в окончательном, развитом виде еще не сформирован, имеются все его основные элементы (они были перечислены в предыдущем пункте). Формирование российского рынка труда происходит под влиянием большого количества разнообразных факторов, вызывающих влияние на тенденции и условия его развития. Эти факторы различаются по уровню функционирования, по своему характеру, степени и направлениям воздействия на рынок труда. Так, например, рабочая сила в России отличается чрезвычайно низкой территориальной мобильностью, порожденной многими факторами: особенностями Менталитета, административными препонами, неразвитым рынком жилья и др. Территориальные различия в природных условиях и ресурсах, демографической базе и экономическом потенциале определяют характерные черты формирования рынка труда в том или ином регионе. Исходя из этого можно выделить три уровня системы различных факторов: макроуровень, региональный и микроуровень2. Нас, прежде всего, интересует региональный уровень. Особенности этого уровня заключаются в том, что многие из факторов, действующих на других уровнях, оказывают влияние и на формирование регионального рынка труда. Вместе с тем на этом уровне существенна роль таких факторов, как географическое расположение, природно-климатические условия, развитие основных отраслей экономики и их специализация, инвестиционная политика региона, уровень диверсификации, характеризующий отраслевую структуру экономики региона, демографическая ситуация, развитие региональных комплексов (территориально-производственных, например) и др.

    Рынок труда – важнейший элемент в системе региональных рынков, обеспечивающих реализацию целевой направленности регионального воспроизводственного процесса. Региональный рынок труда находится в тесном взаимодействии с другими рынками региональной системы, прежде всего с рынком финансово-кредитных ресурсов, поскольку последние являются источником расширения сети рабочих мест, а также в состоянии стимулировать вовлечение высвобождаемых работников в сферу бизнеса. Через денежно-финансовые потоки в процессе формирования и перераспределения денежных доходов населения и их реализации в сфере обращения рынок труда также взаимодействует с рынком потребительских товаров. Тесная связь наблюдается и с рынком информации и знаний, призванным обеспечивать заблаговременную подготовку и переподготовку кадров с учетом динамики развития производства, структурных сдвигов и новых технических характеристик рабочих мест. Взаимосвязь локальных воспроизводственных циклов с региональным рынком труда приведена в табл. 11.

    Воспроизводственные циклы с высоким уровнем локализации — основа социально-экономического развития региона. Они обеспечивают условия для взаимодействия всех звеньев, участвующих в рыночных отношениях. Выделение этих циклов имеет большое значение для обоснования системы региональных рынков и особенностей их функционирования. Каждый такой воспроизводственный цикл может рассматриваться как относительно самостоятельная структура со своими целями. При этом важно учитывать его роль в рыночных отношениях, его взаимодействие с другими циклами, т.е. его место в системе рынков, обеспечивающих воспроизводство производительных сил и производственных отношений. Наиболее тесные связи существуют между рынками труда и интересами предприятий по укомплектованию рабочих мест кадрами.

     

    Таблица 1 – Взаимосвязь локальных воспроизводственных циклов с региональным рынком труд

    Локальные воспроизводственные циклы 

    Региональный рынок труда 

    Воспроизводство ресурсов 

     

    Трудовых 

    + 

    Денежных, финансово-кредитных и материальных 

    + 

    Инвестиционно-строительных и основных фондов

    + 

    Научных знаний и информации 

    + 

    Природных ресурсов (также охрана окружающей среды)

    + 

    Продовольственных 

     

    Воспроизводство услуг 

     

    Бытовых и социальных 

    + 

    <

    Рыночных инфраструктурных 

    + 

    Материальных 

    + 

     

    Как воспроизводственным циклам, так и региональным рынкам присущи определенные пространственно-временные параметры. Так, для подготовки специалистов различной квалификации – рабочих массовых профессий, среднетехнического персонала и инженерно-технических работников — нужны различные сроки. Необходимо отметить, что процессы, связанные с кадровым обеспечением предприятий, происходят параллельно: в одно и то же время осуществляется подготовка, трудоустройство и использование кадров. При этом первая стадия (подготовка кадров) является задельной по отношению к третьей (использование кадров); наступает время, когда определенная часть работающих достигает границ рабочего возраста уходит на пенсию, возникает потребность в создании новых рабочих мест. Поэтому региональный рынок труда очень чувствителен к этому процессу и активно участвует в регулировании экономических отношений с учетом динамики спроса и предложения.

    Необходимо отметить, что в настоящее время в стране не проводится четкая и эффективная региональная политика, основанная на оценке состояния ситуации на рынке труда и возможных перспектив ее развития, прежде всего в регионах с существенной деформацией структуры населения, определенной спецификой социально-экономического развития и др. Нечетко сформулированы основные принципы регулирования социально-экономического развития регионов с точки зрения сохранения занятости и повышения ее эффективности, недопущения массовой и застойной безработицы. Не проводится четкого разграничения полномочий и функций между центром и субъектами Российской Федерации.

    Ситуация на рынке труда объективно обусловливает, как показывает и опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию занятости, в том числе в региональном, разрезе). Это предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения. Региональные программы должны исходить из общероссийской концепции регулирования рынка труда как фундамента разработки основных направлений такого регулирования. Эти программы, прежде всего в части создания и сохранения рабочих мест, должны учитывать прогноз социально-экономического и демографического развития региона в целом. Существенное значение в этой связи приобретает сопоставление социальных кадастров, содержащих основные показатели социально-экономического положения региона, поскольку региональные программы занятости и отражать такие основные стороны социально-экономической политики, как, например, состояние производственного и профессионального потенциала региона и в целом, при разработке региональной политики занятости необходимо исходить из следующих ключевых положений:

    —    политика занятости определяет долгосрочные и досрочные цели: эффективное регулирование занятости возможно лишь при комплексном использовании макро- и микроэкономических подходов;

    — политика в области занятости координируется с общей экономической и социальной политикой региона, включая экономическое планирование и составление программ;

    — политика занятости максимально способствует формированию в регионе целостной социально-политической системы занятости, самоопределению субъектов управления ею, упорядочению взаимодействия и разграничению ответственности между ними;

  • политика занятости является генератором системы
    социального партнерства в регионе;
  • политика занятости главное внимание сосредоточивает на урегулировании ситуации на локальных рынках труда с целью целенаправленного воздействия на очаги безработицы;
  • политика занятости основывается на гибком сочетании комплекса мер, ориентированного на создание региональной системы управления развитием человеческих ресурсов и адресную поддержку наиболее уязвимых групп населения.

    Таким образом, чтобы рыночные отношения и региональный рынок труда были в состоянии обеспечить эффективное развитие и функционирование воспроизводственного процесса, необходимы определенные элементы и соответствующие социально-экономические условия. Естественно, что наличие упомянутых элементов и создание перечисленных условий в первую очередь зависит от стартового уровня развития региональной экономики и функционирования локальных воспроизводственных циклов, определяющих пространственно-временной характер формирования тех или иных региональных ресурсов. Большое значение при этом имеет проблема формирования адекватной складывающейся в регионе экономической ситуации политики на рынке труда, являющейся неотъемлемой частью региональной социально-экономической политики.

     

    2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

     

    Пространственная сфера исследования представленного в данном разделе — рынок труда в одном из трудоизбыточных регионов Южного федерального округа – Краснодарском крае. Анализ построен на данных Краснодарского краевого комитета государственной статистики, исследований Департамента ФГСЗН по Краснодарскому краю, информации, опубликованной в открытой печати, и др.

    Как уже отмечалось, в основе формирования регионального рынка труда лежит множество факторов, в частности социально-демографические. Как и в большинстве регионов страны, в крае имеет место суженный тип воспроизводства населения, иными словами, смертность превышает рождаемость.

    Поскольку наблюдается устойчива тенденция превышения смертности над рождаемостью, можно говорить о том, что возможное увеличение населения края будет обеспечиваться за счет миграционного прироста. Можно прогнозировать, что и в последующие годы будет преобладать численность женского населения над мужским. Это связано прежде всего с большей продолжительностью жизни женщин (в среднем на 14 лет), большим уровнем младенческой и детской смертности среди мальчиков, сверхсмертностью мужчин трудоспособного возраста, а также все еще сохраняющимся дисбалансом в демографической структуре из-за больших потерь мужского населения войнах. Еще одна проблема — это увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении, что может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.

    Ключевым фактором развития экономики и обеспечения занятости населения является повышение производительности труда, предполагающее сокращение неэффективных рабочих мест с низкой оплатой труда и существенное повышение оплаты труда работников, занятых на рабочих местах, обеспечивающих высокую социальную и экономическую эффективность, а также в инновационных секторах экономики.

    Важной особенностью структуры занятости в Краснодаре является повышенная доля занятых в третичном секторе (доля занятых в торговле превышает 17 процентов, что больше, чем в промышленности). При этом, на протяжении ряда лет доля и численность занятых в третичном секторе стабильно растет, в то время как занятость в промышленности и сельском хозяйстве сокращается. Связано это, в первую очередь, с изменениями в экономике региона.

    Постоянное население Краснодарского края
    на 1 июня 2009 года, по расчетным данным, составило 5146,1 тыс. человек
    — увеличение на 4,3 тыс. человек или на 0,08% по сравнению с началом года. Определяющие факторы роста:

    — сокращение естественной убыли населения на 32,4% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года вследствие увеличения числа родившихся на 6,1% и сокращения умерших –т на 4,1%;

    — превышение естественных потерь населения миграционным приростом в 1,7 раза.

    Удельный вес края в общероссийских экономических показателях составляет: по ВРП – 2,1% (за 2007 г.). За 2008 г. по объему промышленного производства – 1,6%, по объему продукции сельского хозяйства – 7,4%, по объему розничного товарооборота – 3,5%, по объему инвестиций в основной капитал – 3,8%. Уровень безработицы по методологии МОТ за 2008 г. равен 4,8%.

    Численность экономически активного населения (в возрасте 15-72 лет) составила 2657,1 тыс. человек, что практически соответствует уровню аналогичного периода прошлого года (99,9%). При этом 2456,2 тыс. человек (97% к аналогичной дате 2008 года) были заняты в экономике, 200,9 тыс. человек (156,6% к аналогичной дате 2008 года) не имели занятия и классифицировались как безработные — уровень общей безработицы составил 7,6% от численности экономически активного населения.

    Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 798 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 286 в первом квартале 2008 г.

    С апреля 2009 года на рынке труда наблюдается определенная стабилизация. Снижается численность зарегистрированных безработных, что связано с привлечением населения к сезонным работам в сельскохозяйственный и санаторно-курортный комплексы, а так же реализацией антикризисных мер.

    Постоянное население края на 1 сентября 2009 года, по расчетным данным, составило 5154,6 тыс. человек, что на 12,7 тыс. человек или на 0,2% больше по сравнению с началом года.

    Определяющие факторы роста численности населения: сокращение естественной убыли на 38,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года вследствие увеличения числа родившихся на 4,7% и сокращения умерших на 3,6%; превышение миграционным приростом в 3,2 раза естественных потерь населения.

    Численность населения, занятого в экономике в августе 2009 года составила 2413,8 тыс. человек, не имели занятия и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные – 191,9 тыс. человек или 7,4% экономически активного населения. На 1 октября 2009 года численность зарегистрированных безработных составила 22,4 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы — 0,8%.

    По состоянию на 01.10.2009 заявленная потребность в работниках составляет 11141 вакансия. Всего за январь-сентябрь поступило на 28,1 процента меньше вакансий, чем в январе-сентябре 2008 года. Отмечается наибольшее снижение количества вакансий в строительстве, промышленности и транспортной отрасли.     

     

     

     

     

     

    а) все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость;

    б) при выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

    в) одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи выделим два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

    В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

    г) государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).

    Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

    д) при решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

    Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо, следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.

    Отметим, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда (1919 – 1986). Т. 1.; (1957 – 1990). Т. 2. Женева, 1991.
  2. Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. 2008. №4. С. 52-59
  3. Гелета И.В. Занятость населения и рынок труда: Учеб. пособие. Краснодар, 2008.
  4. Гелета И.В. Особенности формирования и регулирования рынка труда в России // Экономика: теория и практика: Научно-образовательный журнал. 2008. № 1. С. 32-34.
  5. Зубаревич Н. Региональная проекция кризиса // Pro et Contra. 2008. T.12. №5-6. С. 48-62
  6. Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. 2009. №1. С. 2-13
  7. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. –М.: Изд-во МГУ, 2007.
  8. Плешевский Б. Проблемы воспроизводства в современных условиях // Экономист. 2007. № 1.
  9. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.И. Рофе. М, 2007.
  10. Шпинер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспекты. Новосибирск, 2006.
  11. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, М., 2008.
  12. Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 2008.
  13. http://www.kraistat.kuban.ru/ Краснодарский краевой комитет статистики.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.65MB | MySQL:118 | 1,441sec