Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации

<

102013 0142 1 Анализ показателей финансово хозяйственной деятельности коммерческой организации

Задание 1

 

5.2.1 Используя данные годовой бухгалтерской отчетности, провести анализ показателей деловой активности организации.

 

Исследуемое предприятие Открытое акционерное общество
«Крымский консервный комбинат».

Месторасположение – Российская Федерация, Краснодарский край 353383, г. Крымск, ул.Свердлова, 2.

Исполнительные директор – Фабрикант   Дмитрий Александрович.

Крымский консервный завод, выпустивший в 1930 году свою первую продукцию в настоящее время является крупнейшим специализированным консервным предприятием России.

Крымский консервный завод расположен в овощеводческом районе Краснодарского края, что позволяет значительно расширить и обновить ассортимент выпускаемой продукции.

Сегодня вырабатывается более 100 видов консервов: натуральные, томатные, мясные, мясорастительные, первые и вторые обеденные блюда, маринады; фруктовые: повидло, джемы, напитки, компоты, разнообразные соусы и приправы; быстро замороженная продукция: плоды и ягоды, овощи, первые и вторые блюда.

В структуру комбината входят:

  • служба заготовок сельхозсырья;
  • томатное производство;
  • консервное производство;
  • холодильное производство;
  • жестянобаночное производство;
  • склады готовой продукции;

    и 12 вспомогательных участков.

    На каждый вид вырабатываемых комбинатом консервов имеется сертификат соответствия и государственная лицензия, кроме того, сертифицировано и основное производство

    Выработка консервов производится на современных поточных автоматизированных линиях, производительность которых составляет 2,5 тыс. тонн томатов в сутки, 700 тонн зерна зеленого горошка в сутки.

    На комбинате крупнейшее в отрасли жестяно-баночное производство с отделения по лакированию жести, изготовлению жестяных банок и крышек к жестяным и стеклянным банкам. Мощность жестяно-баночного производства обеспечивает потребность комбината и всех консервных заводов Кубани в жестебанке, составляет 100 тонн жести в сутки.

    Замораживание ведется в современном скороморозильном аппарате фирмы «Фригоскандия» производительностью 4 тонн в час, емкость единовременного хранения быстрозамороженной продукции 2000 тонн.

    Упаковка консервов производится на механизированных линиях в пакет-поддоны, гофротару термоусадочную пленку.

    Продукция комбината пользуется устойчивым спросом покупателей. Качество продукции за последние годы отмечено:

    Премией «Международная Золотая звезда» [ М а д р и д,   1 9 9 3 г. ]

    Международным призом «Золотой орел» [ П а р и ж,  1 9 9 7 г. ]

    Дипломом I степени III Международной конференции «Подсластители в пищевой промышленности», «За высококачественную продукцию и большой вклад в развитие пищевой промышленности» [ М о с к в а,   1 9 9 6 г. ]

    Диплом лауреата Всероссийской программы «Сто лучших товаров России» [ М о c к в а,  1 9 9 9 г. ]

    Дипломы лауреата и финалистов Всероссийской программы «Сто лучших товаров России» [ М о c к в а  2 0 0 0 г. ]

    Медалью третьей Международной выставки «Экологически безопасная продукция»

    Приведем основные финансовые показатели деятельности предприятия (таблица 1).

    Таблица 1 – Основные показатели деятельности предприятия

     

    Показатель

        Значение показателя в

    млн. руб

    Отклонение

    (+,-), млн. руб

    В процентах 

    Удельный вес, % 

     

    2007 г

     

    2008 г

     

    2009 г

    2008 г

    к

    2007 г

    2009 г

    к

    2008 г

    2008 г

    к

    2007 г

    2009 г

    к

    2008 г

     

    2007 г

     

    2008 г

     

    2009 г

    Выручка от продажи товаров

    2298,1 

    2291,8 

    2521,0 

    -6,3 

    229,2 

    99,7 

    110,0 

    100,0 

    100,0 

    100,0 

    Себестоимость проданных товаров

    1659,8

    1768,6 

    1985,5 

    108,8 

    216,9 

    106,4 

    112,3 

    72,2 

    77,2 

    78,8 

    Валовая прибыль

    638,3 

    523,2 

    535,5 

    -115,1 

    12,3 

    82,0 

    102,4 

    27,8 

    22,8 

    21,2 

    Коммерческие расходы

    71,3 

    36,6 

    38,5 

    -34,7 

    1,9 

    51,3 

    105,2 

    3,1 

    1,6 

    1,5 

    Управленческие расходы

    317,9 

    368,1 

    401,5 

    50,2 

    33,4 

    115,8

    109,1 

    13,8 

    16,1 

    15,9 

    Прибыль (убыток) от продаж

    249,1 

    118,5 

    95,5 

    -130,6 

    -23,0 

    47,6 

    80,6 

    10,8 

    5,2 

    3,8 

    Прочие доходы

    1647,2 

    797,7 

    816,4 

    849,5 

    18,7 

    48,4 

    102,3 

    71,7 

    34,8 

    32,4 

    Прочие расходы

    1773,1

    764,5

    822,4 

    -1008,6

    57,9 

    43,1 

    107,6 

    77,1

    33,5

    32,6 

    Прибыль до налогообложения

    123,1 

    151,7 

    89,6 

    28,6 

    -62,1 

    114,8 

    59,1 

    5,4 

    6,6 

    3,6 

    Отложенные налоговые активы

     

    4,2 

    6,6 

    4,2 

    2,4 

     

    157,1 

     

    0,2 

    0,3 

    Отложенные налоговые обязательства

     

    46,4 

    51,1 

    -46,4 

    4,7 

     

    110,1 

     

    2,0 

    2,0 

    Текущий налог на прибыль

    22,7 

     

     

    22,7 

     

     

     

    1,0 

     

     

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    100,5 

    109,5 

    45,1 

    9,0 

    -64,4 

    109,0 

    41,2 

    4,4 

    4,8 

    1,8 

    Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы. В выручке от продажи товаров значительный удельный вес составляет себестоимость проданных товаров, величина которого составляла 72,2 % в 2007 г, 77,2 % в 2008 г и 78,8 % в 2009 г. Наибольший прирост данного показателя произошел в 2008 г (5,0%), в 2009 году увеличение произошло на 1,6%). Удельный вес прочих доходов составил 71,7 % в 2007 г, 34,8 % в 2008 г и 32,4 % в 2009 году. Доля прочих расходов по своей величине превышала удельный вес прочих доходов предприятия, составив 77,1 % в 2007 г, 33,5 % в 2008 г, 32,6 % в 2009 г.

    В 2008 и 2009 г. г на снижение доли прибыли от продажи товаров повлиял существенный рост управленческих расходов. Удельный вес управленческих расходов вырос на 2,3 % в 2008 г и незначительно снизился (на 0,2 %) в 2009 году. В 2008 г наблюдается снижение коммерческих расходов на 34,7 тыс. руб. или 51,3 % в относительном выражении, что является положительным фактором, а в отчетном 2009 г коммерческие расходы немного выросли на 1,9 млн. руб по сравнению с предыдущим 2008 г. Наблюдается рост управленческих расходов. В 2008 г они выросли на 50,2 млн. руб или 115,8 % в относительном выражении, а в 2009 г на 33,4 млн. руб (темп роста 109,1%).

    Данная динамика является отрицательным фактором, так как рост управленческих расходов оказывает отрицательное влияние на формирование прибыли от продаж. Если бы управленческие расходы в 2008 г оказались на уровне базового 2007 г, то прибыль выросла бы на соответствующую сумму (на 50,2 млн. руб). В отчетном 2009 г прибыль бы выросла на 33,4 млн. руб в случае, если управленческие расходы хотя бы остались на уровне 2008 г.В 2008 г вырос удельный вес чистой прибыли в выручке от продаж на 0,4% (4,8 – 4,4) и снизился в 2009 г на 3% (1,8 – 4,8).

    Общая сумма прибыли до налогообложения снизилась в 2009 г на 33,5 млн. руб (89,6 – 123,1) по сравнению с базовым 2007 г, т.е. прибыль снизилась на 27,3 %. Отрицательное влияние на формирование прибыли до налогообложения 2009 г по сравнению с базовым 2007 г оказало снижение прочих доходов на 830,8 тыс. руб, а положительное влияние более значительное снижение величины прочих расходов – на 950,7 млн. руб. В то же время сумма валовой прибыли снизилась в 2009 г по сравнению с 2007 г более значительно – на 102,8 млн. руб (535,5 – 638,3).

    В таблице 2 проведен анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

     

    Таблица 2 – Показатели рентабельности ОАО «Крымский консервный завод»

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Выручка от продажи товаров, млн. руб.

    2298,1 

    2291,8 

    -6,3 

    Полная себестоимость, млн. руб.

    2049,0

    2173,3

    +124,3

    Прибыль от продаж, млн. руб.

    249,1

    118,5

    -130,6

    Прибыль до налогообложения, млн. руб.

    123,2

    151,7

    +28,5

    Чистая прибыль, млн. руб.

    100,5

    109,5

    +9,0

    Средняя стоимость основных средств, млн. руб.

    1181,0

    1240,0

    +59,0

    Средняя стоимость внеоборотных активов, млн. руб.

    1560,9

    1449,4

    -111,5

    Средняя стоимость оборотных активов 

    2235,3 

    2528,3 

    +293,0 

    Средняя стоимость материально-производсвтенных запасов, млн. руб. 

    1199,7 

    1197,4 

    -2,3 

    Средняя стоимость активов (имущества) , млн. руб. 

    3706,2

    3977,7 

    +271,5 

    Средняя стоимость собственного капитала, млн. руб. 

    1847,0 

    1979,0 

    +132,0 

    Средняя стоимость чистых активов, млн. руб. 

    2008,1 

    2073,2 

    +65,1 

    Средняя стоимость инвестиций, млн. руб. 

    2212,0 

    2182,0 

    -30,0 

    Рентабельность реализованной продукции, %

    10,8 

    <

    5,2 

    -5,6 

    Рентабельность производства, % 

    5,2 

    6,2 

    +1,0 

    Рентабельность активов, % 

    3,3 

    3,8 

    +0,5 

    Рентабельность внеоборотных активов, % 

    7,9 

    10,3 

    +2,4 

    Рентабельность оборотных активов, % 

    5,5

    6,0

    +0,5

    Рентабельность собственного капитала, % 

    5,4 

    5,5

    +0,1 

    Рентабельность чистых активов, % 

    5,0 

    5,3 

    +0,3 

    Рентабельность инвестиций, % 

    4,5 

    5,0 

    +0,5 

    Рентабельность продаж, % 

    5,4 

    6,6 

    +1,2 

     

     

    Как видим, рентабельность реализованной продукции снизилась на 5,2% и говорит о том, что в 2008 году 10,8 копеек прибыли приходилось на рубль полных затрат, в 2009 году данный показатель снизился до 5,2 коп. Рентабельность производства наоборот увеличилась на 1% и составила 6,2%, что говорит о росте величины прибыли, приходящейся на каждый 1 руб. производственных ресурсов предприятия. Рентабельность внеоборотных активов увеличилась на 2,4% и равна в отчетном году 10,3%. Рентабельность оборотных активов увеличилась на 0,5% с 5,5% в прошлом году до 6% в отчетном году. Рентабельность собственного капитала изменилась незначительно – динамика составила 0,1%. Рентабельность чистых активов равна была 5% в прошлом году и 5,3 % в отчетном 2009 году – абсолютный прирост положителен и равен 0,3%. Рентабельность инвестиций выросла на 0,5% и равна 5,0%. Рентабельность продаж выросла на 1,2% и равна 6,6%.

    Рассчитаем показатели деловой активности по исследуемому предприятию (таблица 3).

     

    Таблица 3 – Показатели деловой активности ОАО «Крымский консервный завод»

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Выручка от продажи товаров, млн. руб.

    2298,1

    2291,8 

    -6,3 

    Себестоимость реализованных товаров, млн. руб.

    1659,8

    1768,6

    +108,8

    Средняя стоимость оборотных активов, млн. руб.

    2235,3

    2528,3

    +293,0

    В том числе запасов, млн. руб.

    1199,7

    1197,4

    -2,3

    Дебиторской задолженности, млн. руб.

    784,4

    965,5

    +181,1

    Средняя стоимость собственного капитала, млн. руб.

    1847,0

    1979,0

    +132

    Средняя стоимость чистых активов, млн. руб.

    2008,1

    2073,2

    65,1

    Средняя стоимость краткосрочных кредитов и займов, млн. руб.

    350,7

    498,5

    147,8

    Средняя стоимость кредиторской задолженности, млн. руб.

    1066,2

    1147,4

    81,2

    Прибыль до выплаты налогов, млн. руб.

    123,2

    151,7

    +28,5

    Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

    1,03

    0,91

    -0,12

    Продолжительность одного оборота оборотных активов

    354,4

    401,1

    +46,7

    Коэффициент оборачиваемости запасов

    1,38

    1,48

    +0,1

    Продолжительность одного оборота запасов

    264,5

    246,6

    -17,9

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

    2,93

    2,37

    -0,56

    Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, дни

    124,6

    154,0

    +29,4

    Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности

    0,34

    0,42

    +0,08

    Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

    1,24 

    1,16 

    -0,08 

     

    Продолжение таблицы 3

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Продолжительность одного оборота собственного капитала, дни

    294,4 

    314,7 

    +20,3 

    Коэффициент оборачиваемости чистых активов 

    1,14 

    1,11 

    -0,03 

    Продолжительность одного оборота чистых активов, дни

    320,2 

    328,8 

    +8,6 

    Коэффициент оборачиваемости краткосрочных кредитов и займов

    6,55 

    4,6 

    -1,95 

    Продолжительность одного оборота краткосрочных кредитов и займов, дни

    55,7 

    79,3 

    +23,6 

    Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

    2,14 

    2,0 

    -0,14 

    Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дни

    170,6 

    182,5 

    +11,9 

    Коэффициент закрепления оборотных активов

    0,97 

    1,10 

    +0,13 

    Уровень рентабельность оборотных активов, %  

    5,5 

    6,0 

    +0,5 

     

    Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снизился на 0,12 пункта или на 11,6%, что привело к замедлению их оборачиваемости на 46,7 дня ( 354 – 401,1%), или на 13,2%, в том числе дебиторской задолженности на 29,4 дня (124,6 – 154,0) или на 23,6%. В то же время ускорилась оборачиваемость запасов на 17,9 дня (264,5 – 246,6) , или на 6,7%, что свидетельствует о некотором улучшении управления запасами. Оборачиваемость собственного капитала замедлилась на 0,08 пункта, что соответствует 20,3 дня (294,4 – 314,7).

    Аналогично уменьшилась оборачиваемость чистых активов на 0,03 пункта, или на 2,6%, что привело к росту продолжительности одного оборота на 8,6 дня (328,2 – 320,2), или на 2,7%. Это связано с проведенной в начале отчетного года дооценкой основных средств в результате которой выросла стоимость добавочного капитала, а также с существенным увеличением в конце отчетного периода суммы нераспределенной прибыли. Замедление оборачиваемости кредиторской задолженности на 0,14 пункта, или на 11,9 дня (182,5 – 170,6), а также краткосрочных кредитов и займов на 1,95 пункта, или на 23,6 дня (79,3 – 55,7), положительно сказалось на платежеспособности общества в отчетном году. Однако для погашения возросших краткосрочных обязательств потребуются дополнительные платежные средств в следующем отчетном периоде. В связи с ростом прибыли до налогообложения на 28,5 млн. руб. (151,7 – 123,2) или на 23,1%, заметно увеличилась рентабельность оборотных активов – на 0,5 пункта (6,0 – 5,5%). Однако она продолжает оставаться на низком уровне, так как рекомендуемое минимальное значение этого показателя составляет 12 – 15%.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задание 2

     

    5.2.2 Используя данные таблицы 5.2.1:

    1. Определить объем продажи по плану и фактически.

    2. Рассчитать влияние на изменение объема продажи по сравнению с планом следующих факторов: изменения объема производства, изменения остатков готовой продукции на складе, изменения остатков товаров отгруженных, право собственности на которые не перешло покупателям.

    3. Дать оценку хозяйственной ситуации.

     

    Решение

    Таблица 5.2.1 – Анализ выполнения плана по объему продаж

    Показатели

    План

    Факт

    Отклонения

    Товарная продукция в действующих ценах, тыс. руб.

    451540

    448736

    -2804

    Отклонения остатков нереализованной продукции:

    -готовой продукции на складе, тыс. руб.

    +20700

    -24874

    -45574

    -товаров отгруженных, тыс. руб.

    -14350

    16495

    +30845

    Объем продажи продукции, тыс. руб.

    445190

    457115

    11925

     

    Для определения объема продаж продукции по плану и фактически вначале рассчитаем плановую и фактическую отгрузку продукции:

    – плановая отгрузка 430840 тыс. руб. (451540 – 20700);

    – фактическая отгрузка 473610 (448736 – (-24874))

    – превышение фактической отгрузки над плановой 42 770 тыс. руб. (473610 – 430840);

    Далее определим объем продажи продукции:

    – плановый объем продаж 445190 тыс. руб. (430840 – (-14350));

    – фактический объем продаж 457115 тыс. руб. (473610 – 16495)

    – превышение фактического объема продаж от планового объема продаж составил 11925 тыс. руб. (457115 – 445190)

    Таким образом, общее влияние факторов составило:

    -2804 – (45574) – 30845 = 11925 тыс. руб.

    Итак, изменение объема продаж по сравнению с планом составило 11925 тыс. руб., в том числе за счет изменения объема товарной продукции в действующих ценах на -2804 тыс. руб., за счет изменения готовой продукции на 45574 тыс. руб., за счет изменения товаров отгруженных на 30845 тыс. руб.

    Оценивая хозяйственную ситуацию на исследуемом предприятии отметим, что несмотря на сокращение объемов товарной продукции в действующих ценах, произошел рост объема продаж за счет роста фактической отгрузки продукции.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задание 3

     

    5.2.3 Используя данные таблицы 5.2.2:

    1. Рассчитать величину фондоотдачи и фондоемкости по годам. Определить относительную экономию (перерасход) основных производственных фондов.

    2. Определить влияние стоимости производственных фондов и фондоотдачи на объем выпуска продукции.

    3. Определить соотношение интенсивного и экстенсивного факторов развития производства.

    4. Дать оценку хозяйственной ситуации.

     

    Решение

    Таблица 5.2.2 – Анализ эффективности использования основных производственных фондов

    Показатели 

    Пред. год 

    Отчет. год 

    Отклонения

    Темп роста, % 

    Товарная продукция в сопост. ценах, тыс. руб.

    213621 

    232967 

       

    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в сопост. ценах, тыс. руб.

    89381 

    95152 

       

    Фондоотдача, руб. 

           

    Фондоемкость, руб. 

           

     

    Отклонение показателя определяется по формуле:

    Δ = F1– F2,

    где F1– показатель предыдущего года,

    F2 – показатель отчетного года.

    Темп роста определяется по формуле:

    Δ% = F1/ F2*100%.

    Полученные показатели вносим в таблицу 5.2.2

     

    Показатели 

    Пред. год 

    Отчет. год 

    Отклонения

    Темп роста, % 

    Товарная продукция в сопост. ценах, тыс. руб.

    213621

    232967 

    19346 

    109,06 

    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в сопост. ценах, тыс. руб.

    89381 

    95152 

    5771 

    106,46 

    Фондоотдача, руб. 

    2,390 

    2,448 

    0,058 

    102,44 

    Фондоемкость, руб. 

    0,418 

    0,408 

    -0,010 

    97,62 

     

    Фондоотдача определяется как отношение товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов соответствующего периода, а фондоемкость – показатель, обратный фондоотдачию

    Определяют относительную экономию (перерасход) основных производственных средств:

     

    ЭОПФ = ОПФб * IТП – ОПФотч,

     

    где ЭОПФ – относительная экономия (перерасход) основных производственных средств, тыс.руб.;

    ОПФб – стоимость основных производственных средств в базовом году, тыс.руб.;

    IТП – индекс роста товарной продукции, равен 1,0906.

    Получаем величину относительной экономии (перерасхода) основных производственных средств:

    ЭОПФ = 89381
    * 1,0906 – 95152 = 2326,92 тыс. руб.

    Относительная экономия основных производственных средств составила 2326,92 тыс.руб.

    Определим влияние стоимости основных производственных фондов и фондоотдачи на объем выпуска продукции по формуле:

    ТП = ОПФ*Ф,

    Ф – величина фондоотдачи.

    В предыдущем году:

    ТПб = ОПФбб = 89381*2,390= 213621 тыс. руб.

    При изменении величины основных производственных средств:

    ТПусл = ОПФбб = 95152*2,390= 227413,3 тыс. руб.

    В отчетном году:

    ТПусл = ОПФбб = 95152*2,448= 232967 тыс. руб.

    Отсюда, влияние величины основных производственных средств составило 13792,3 тыс. руб. (227413,3 – 213621), а величина фондоотдачи – 5553,7 тыс. руб. (232967 – 227413,3).

    Общее влияние факторов на величину товарной продукции равно:

    232967 – 213621 = 13792,3 + 5553,7 = 19346 тыс. руб.

    Определим соотношение темпа прироста основных средств и темпа прироста товарной продукции:

     

    ТПРОПФ : ТПРТП = 6,46 : 9,06 = 0,713

    Это соотношение показывает, что на 0,713 % при сложившемся характере развития предприятия необходимо увеличить среднегодовую стоимость основных производственных средств, чтобы добиться прироста выпуска продукции на 1 %.

    Таким образом, хозяйственную ситуацию на исследуемом предприятие следует оценить как положительную, так как при росте объемов товарной продукции, отмечается рост среднегодовой стоимости производственных фондов и величины фондоотдачи. Рост фондоотдачи говорит о росте эффективности использованиях основных производственных фондов при одновременной их экономии.

     

     

     

     

    Список использованных источников

     

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. –М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Лаврухина Н.В., Казанцева Л.П. Финансы предприятий. — М.: МЭСИ, 2009.
  3. Поляк Г.Б. и др. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка.–М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
  4. Слепов В.А., Громова И.Е., Кери И.Т. Финансовая политика компании. М., 2009.
  5. Тренев Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  6. Шеремет А.Д. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА –М, 2008.
  7. Чернов В.А. Финансовая политика организации. М., 2007.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00150 sec

WordPress: 24.72MB | MySQL:120 | 2,109sec