Методы и приемы частного экономического анализа » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Методы и приемы частного экономического анализа

<

111213 0312 1 Методы и приемы частного экономического анализаНа примере основных показателей деятельности предприятия показать использование 6 частных методов и приемов экономического анализа

Основные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности ООО «БЕРЕГ» за 2001 год находят свое отражение в таблице 1.

Наиболее обобщающий показатель, который представлен в таблице 1 – это выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг. Так в 2001 году она составила 240642 тыс. руб. в целом по хозяйству, что в 3 раза больше чем в 1999 году и в 1,7 раза больше чем в 2000 году. Таким образом, выручка от реализации продукции растет из года в год, то есть, видна тенденция ежегодного улучшения ведения хозяйственной деятельности.

Таблица 1

Результаты деятельности ООО «БЕРЕГ»

 

Показатель 

2000г.

2001г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. р.

138014 

240642 

Объем осуществленных перевозок, км.

7510501

9850185

Численность работающих, чел. 

528

603

Среднегодовая выработка на одно рабочего, тыс. р.

261 

399 

Количество отработанных дней 

255

253

Среднедневная выработка, тыс. р. 

1,025059

1,57737

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.

124022 

219772 

Коммерческие расходы, тыс. р. 

2690 

4513 

Внереализационные расходы

2411

3114

Прибыль до налогообложения, тыс. р.

8891

13243

Налог на прибыль и иные обязательные платежи 

5896 

9149

Чистая прибыль, тыс. р.

2995 

4094

Рентабельность реализации, % 

9,1 

7,4 

 

Наиболее обобщающий показатель, который представлен в таблице 1 – это выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг. Так на конец года 2001 году она составила 240642 тыс. руб. в целом по хозяйству, что и в 1,7 раза больше чем на начало года. Таким образом, выручка от реализации продукции растет из года в год, то есть, видна тенденция ежегодного улучшения ведения хозяйственной деятельности.

Себестоимость продукции так же имела тенденцию к увеличению. Так в 2001 году она составила 219772 тыс. руб., что более чем в 1,7 раза больше чем в 2000 году.

На протяжении 2001 года предприятие ООО «БЕРЕГ» являлось прибыльным. Так, например, прибыль на конец 2001 года от реализации в целом по хозяйству составило 16357 тыс. руб. Так же можно сказать о том, что на рубль затрат приходилось прибыли 7,4 копеек в 2001году.

На основании имеющихся данных проведем анализ деятельности предприятия с использованием 6 частных методов и приемов экономического анализа – метод абсолютных и относительных величин; средние величины, прием сравнения, группировка, метод цепных подстановок, балансовый метод.

1) Проанализируем основные данные экономической деятельности предприятия с использованием метода абсолютных и относительных величин.

Абсолютная величина показывает количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема и т.д.безотносительно к размеру других явлений.

Относительная величина отражает соотношение величины изучаемого явления.

Таблица 2

Анализ основных экономических показателей ООО «Берег»

 

Показатель 

2000г.

2001г.

Абсолют-ное отклонение

Относитель-ное отклонение

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. р.

 

 

138014 

 

 

240642 

 

 

+102628

 

 

173,4

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.

124022 

219772 

+95750

177,2

Коммерческие расходы, тыс. р. 

2690 

4513 

+1823

167,8

Внереализационные расходы

2411

3114

+703

129,2

Прибыль до налогообложения, тыс. р.

8891

13243

+4352

149,0

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

5896 

9149

+3253

155,2

Чистая прибыль, тыс. р.

2995 

4094

+1099

136,7

 

Как видим, выручка предприятия имеет к тенденцию увеличению на 73,4% или в абсолютной величине изменение составило +102628 тыс. руб.

В 2001 году увеличилась величина коммерческих (67,8%) и внереализационных расходов (на 29,2%), что соответственно в абсолютном выражении составило +1823 тыс руб и 703 тыс руб соответственно.

Как видим, чистая прибыль предприятия увеличилась на 36,7% (в абсолютном выражении на 1099 тыс руб).

2) используя метод цепной подстановки можно показать зависимость объема реализации от среднегодовой численности рабочих, среднедневной выработки одного рабочего, отработанного рабочего времени используя данные табл. 1.

В= Ч*Г*Т

где В – выручка (объем реализации), тыс. р.,

Ч – численность работников, чел.,

Г– среднедневная выработка одного рабочего, тыс. р.

Т – количество отработанных дней, дн.

С помощью данного метода можно определить влияние отдельных факторов на результативный показатель.

В2000 = Ч200020002000 = 528*1,025059*255 = 138014

Вусл1 = Ч200120002000 =603*1,025059*255 = 157618,2

Вусл2 = Ч200120012000 = 603 *1,57737*255 = 242544,3

В2001 = Ч200120012001 = 603 * 1,57737*253 = 240642

Как видим, второй показатель валовой продукции отличается от первого, тем что при его расчете принята фактическая численность за отчетный период рабочих вместо запланированной. Среднедневная выработка продукции одним рабочим, а также количество проработанных дней в том и другом случае плановая. Значит, за счет увеличения количества рабочих выпуск продукции увеличился на (157618,2 -138014) = 19604,2 тыс. руб. Третий показатель отличается от второго тем, что при расчете его величины среднедневная выработка рабочих принята по фактическому уровню вместо плановой. Количество же работников в обоих случаях фактическое. Отсюда за счет повышения производительности труда объем выпуска продукции увеличился на (242544,3 – 157618,2) = 84926,1 тыс руб. Заменив значение количества отработанных рабочих дней за 2000 год в третьем выражении на количество рабочих дней в отчетном году, получаем значение выручки в отчетном году, и можем определить прирост выручки за счет изменения количества рабочих дней на (240642 – 242544,3) = -1902,3.

Таким образом, рост выручки явился результатом влияния следующих факторов:

увеличения численности рабочих 19604,2 тыс р.

повышения уровня производительности труда 84926,1 тыс р.

изменения количества рабочих дней -1902,3 тыс. р.

Итого 102628 тыс руб.

Правильность проведения наших расчетов подтверждает и то, что сумма влияния факторов равна приросту результативного показателя.

3) с помощью балансового метода и используя данные баланса предприятия проведем ликвидность баланса ООО «Берег». Данный метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итого должны быть отождествленными.

<

 

Таблица 4

Анализ ликвидности баланса предприятия, тыс. руб.

 

Актив 

2000 г. 

2001 г. 

Пассив 

2000 г. 

2001 г. 

Наиболее ликвидные активы (А1)

16 

774 

Наиболее срочные обязательства (П1)

54522 

82788 

Быстрореализуемые активы (А2)

16960 

27334 

Краткосрочные пассивы ( П2 )

0 

0 

Медленно реализуемые активы (А3)

20079 

35289 

Долгосрочные пассивы ( П3 )

0 

3216 

Труднореализуемые активы ( А4 )

60303 

61413 

Постоянные пассивы ( П4 )

42836 

38806 

Баланс 

97358 

124810 

Баланс 

97358 

124810 

 

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Условия абсолютной ликвидности:

  • А1=>П1 – соотношение краткосрочных финансовых вложений и денежных средств с кредиторской задолженностью (сроком до 3 мес.);
  • А2=>П2 – соотношение дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты) с заемными средствами и прочими краткосрочными пассивами (сроком от 3 до 6 мес.);
  • А3=>П3 – соотношение запасов, НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты), а также прочие оборотные активы к долгосрочным пассивам, расчетам по дивидендам, доходам будущих периодов, фондом потребления, резервам предстоящих расходов и платежей в относительно отдаленном будущем;
  • А4<=П4 – соотношение внеоборотных активов к капиталам и резервам в отдаленном будущем.

    Из таблицы видно, что баланс ООО «Берег» в 2000, 2001 годах не является абсолютно ликвидным, так как наблюдается недостаток наиболее ликвидных активов при погашении наиболее срочных обязательств. Следует отметить, что в 1999 году труднореализуемые активы превышали постоянные пассивы.

    4) рассчитаем влияние трудовых факторов на изменение выручки ООО «Берег», применив способ абсолютных разниц.

    Для облегчения расчетов сведем исходные данные в следующую таблицу

     

     

     

     

     

    Таблица 7

     

    Показатель. 

     

    Иденти-фикатор 

     

    2000 г. 

     

    2001 г.  

    Отклонения (+;-)  

    Выручка от продаж, тыс. р., ВР

    y

    138014

    240642

    +102628

    Среднегодовая численность рабочих, чел., Ч

     

    a

     

    528

     

    603

     

    +75

    Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни, Т дн.

     

     

    b 

     

     

    255

     

     

    253

     

     

    -2

    Среднедневная выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. ПТдн

     

    c

     

    1,025059

     

    1,57737

     

    +0,552311

     

    Для расчета влияния трудовых факторов на изменении выручки от продажи используют способ абсолютных разниц. При его использовании величина влияния факторов для мультипликативной факторной модели типа y = a b c рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

    Δа =а1 – а0 Δb =b1 – b0 Δc=c1 – c0

    Здесь а0;
    а1
    соответствующие идентификаторы, обозначающие величину среднегодовой численности рабочих в 2000 г и 2001 г

    b0 ; b1 соответствующие идентификаторы, обозначающие количество отработанных дней в 2000 г и 2001 г

    c0; c1соответствующие идентификаторы, обозначающие величину среднегодовой выработки одним рабочим в 2000 г и 2001 г

    Определим изменение величины результативного показателя за счет Прждого фактора

    Δya =Δa*b0*c0=(+75)*255*1,025=19603,168

    Δyb = a1*Δb*c0=603*(-2)*1,025=-1187,15

    Δyc = a1*b1*Δc=603*253*0,552= 84212,068

    Всего 102628,086 тыс.р.

    Таким образом, согласно методу абсолютных разниц за выручка от продаж уменьшилась за счет трудовых факторов на 102628 тыс. р.

     

    5) Интегральный метод позволяет устранить недостаток способа элиминирования, когда в расчетах исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга. На самом же деле возникает дополнительное изменение результативного показателя, так как факторы действуют взаимосвязано. Алгоритм расчета влияния факторов на результативный показатель интегральным методом для трехфакторной мультипликативной модели типа y = a b c следующий:

    111213 0312 2 Методы и приемы частного экономического анализа

     

    Используя интегральный метод факторного анализа, определим влияние трудовых факторов

    111213 0312 3 Методы и приемы частного экономического анализа

    Итого: 102628,086 тыс. р.

     

    Таким образом, согласно интегральному методу факторного анализа выручка от продаж уменьшилась за счет трудовых факторов на 102628 тыс. р.

    Как видим, и способ абсолютных разниц, и интегральный метод дали одинаковый результат, что подтверждает наши расчеты.

    6) Метод относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях.

     

     

    Таблица 8

     

    Показатель. 

     

    Идентификатор

     

    2000 г. 

     

    2001 г.  

    Отклонения (+;-)  

    Выручка от продаж, тыс. р., ВР 

    y

    138014

    240642

    +102628

    Среднегодовая численность рабочих, чел., Ч

     

    a

     

    528

     

    603

     

    +75

    Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни, Т дн.

     

     

    b

     

     

    255

     

     

    253

     

     

    -2

    Среднедневная выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. ПТдн

     

    c

     

    1,025059

     

    1,57737

     

    +0,552311

     

    Имеем модель вида y = a b c

    В данном случае изменение результативного показателя определяется следующим образом

    111213 0312 4 Методы и приемы частного экономического анализа

    Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби.

    Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой (базисной) величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост Пророго фактора.

    Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный пророст третьего фактора.

     

    111213 0312 5 Методы и приемы частного экономического анализа

     

    Просуммируем факторы, оказавшие на формирование выручки в отчетном году:

    увеличения численности рабочих 19604,1 тыс р.

    повышения уровня производительности труда 84260,1 тыс р.

    изменения количества рабочих дней -1236,2тыс. р.

    Итого 102628 тыс руб.

    Как видим, полученные результаты совпадают с предыдущими расчетами, что подтверждает точность проводимых расчетов

     

    Выводы

     

    Таким образом, нами на основе имеющих основных данных хозяйственной деятельности ООО «Берег» показано использование применение 6 методов и приемов экономического анализа.

    Было определено, что выручка предприятия в 2001 г.имеет тенденцию к увеличению на 73,4% (+102628 тыс р.).

    Прибыль с начала года на конец 2001 год увеличилась на 36,7% или в абсолютном выражении на 1099 тыс р.

    Рост выручки явился результатом влияния увеличения численности рабочих (на 19610,2 тыс) и повышения уровня производительности труда на 83017,8 тыс р.

    Был проведен анализ ликвидности баланса и определено, что баланс предприятия неликвиден.

    Проведено влияние трудовых факторов на изменение выручки ООО «Берег» (среднегодовой численности рабочих, количества отработанных дней, среднедневной выработки продукции одним рабочим методом абсолютных разниц, интегрального метода, методом относительных разниц

    Величина влияния составила 102628 тыс р.

    Литература

     

  1. Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ.–М.: Дело и сервис, 1999.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.–М.: Финансы и статистика, 2002
  3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Мн.: Новое знание, 2002.
  4. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.–М.: ИНФРА-М, 1999.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00135 sec

WordPress: 23.32MB | MySQL:118 | 1,575sec