Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны безопасности предприятия » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны безопасности предприятия

<

091313 1129 1 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

1.1 Маржинальный анализ в системе управления коммерческим предприятием

 

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «затраты — объем производства (реализации) продукции — прибыль» — и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других [5].

Маржинальный анализ является эффективным инструментом в операционном менеджменте. Он позволяет выбрать более оптимальный вариант управленческих решений при наличии альтернатив. Со второй половины XIX в. возникла новая школа — маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации [5].

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

В основу этой методики положено деление операционных затрат на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате, расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли [5].

Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

– необходимость деления затрат на две части — переменные и постоянные — по отношению к динамике объема производства продукции;

– переменные затраты изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

– постоянные затраты не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, который установлен исходя из его производственной мощности и спроса на продукцию;

– тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

– использования категории маржинальной прибыли (маржи покрытия) [17].

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) — разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию:

– удельная маржинальная прибыль (на единицу продукции):

 

091313 1129 2 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия; (1.1)

 

– маржинальная прибыль на весь объем продаж i-го вида продукции:

 

091313 1129 3 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия; (1.2)

 

– маржинальная прибыль в целом по предприятию:

 

091313 1129 4 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия, (1.3)

 

где МП — сумма маржи покрытия;

р — цена единицы продукции;

b — переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость);

VPП — физический объем реализованной продукции;

Удi  — удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

С ее помощью можно точнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню их доходности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений [5].

Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной (текущей) деятельности.

Структура бухгалтерского отчета («Отчет о прибылях и убытках», форма № 2) в настоящее время является в большой степени информационноемкой для целей маржинального анализа (табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Формирование маржинального дохода на основании бухгалтерского отчета

Состав статей

Алгоритм расчета маржинального дохода

1. Выручка от продаж

1. Выручка от продаж

2. Себестоимость продаж

2. Переменные затраты

3. Валовая прибыль

3. Маржинальный доход п. 1 — п. 2

4. Управленческие расходы

4. Управленческие расходы

5. Коммерческие расходы

5. Операционная прибыль п. 3 — п. 4

6. Прибыль от продаж

  

 

В процессе проведения маржинального анализа на первом этапе определяют точку безубыточности.

Безубыточность (точка безубыточности) в натуральном выражении — VРПбезубыт. или Тбз , точка безубыточности в стоимостном выражении —Вбз  — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для нахождения точки безубыточности существуют балансовый метод и графический метод.

Балансовый метод исходит из следующей зависимости:

 

091313 1129 5 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия, (1.4)

 

где А — сумма постоянных расходов.

Так, если в точке безубыточности прибыль равняется нулю, то формула примет вид:

 

091313 1129 6 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.5)

Каждая проданная единица продукции обеспечивает получение определенного удельного маржинального дохода УдМП :

 

091313 1129 7 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.6)

 

Удельный маржинальный доход в первую очередь идет на покрытие постоянных расходов, а затем на формирование прибыли.

Поэтому для достижения безубыточности необходимо реализовать такое количество единиц продукции (товаров, работ, услуг), которое обеспечит сумму удельных маржинальных доходов равных величине постоянных расходов.

Точка безубыточности (VРПбезубыт. или Тбз ) для одного вида продукции в натуральном выражении определяется:

 

091313 1129 8 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.7)

 

Точка безубыточности (Вбз ) в стоимостном выражении:

 

091313 1129 9 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.8)

 

Точка безубыточности (VРПбезубыт. Или Тбз в %) в процентах к фактическому объему:

 

091313 1129 10 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.9)

Нередко ставится задача определения необходимого объема производства и реализации продукции в натуральном выражении для достижения необходимого уровня прибыли:

091313 1129 11 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия, (1.10)

 

и объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении для достижения необходимого уровня прибыли:

 

091313 1129 12 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.11)

 

Графический метод дает визуальное представление о том, как будут изменяться издержки и прибыль для всех возможных в действительности объемов производства (выполнения работ, оказания услуг), а также какие объемы необходимы для достижения безубыточности продаж и заданной величины прибыли. Построение графика безубыточности осуществляется в последовательности.

По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль. Линии постоянных расходов показываются параллельно горизонтальной оси, так как нет никакой зависимости между ними и объемом продаж. По мере роста количества продаж линия продаж направляется вправо вверх. Линия совокупных издержек начинается на оси ординат, соответствует величине постоянных расходов, так как если нет переменных издержек, то и нет продаж. Пересечение линии продаж и совокупных издержек показывает точку безубыточности[5].

В процессе проведения маржинального анализа на втором этапе определяют зону безопасности (запас финансовой прочности), критический уровень постоянных затрат, критический уровень переменных затрат, и др.

Зона безопасности показывает, насколько можно сократить объем продаж без риска получения убытков.

Зона безопасности — это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж.

Зона безопасности в натуральном выражении:

 

091313 1129 13 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.12)

 

Зона безопасности (запас финансовой прочности) в стоимостном выражении:

 

091313 1129 14 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.13)

 

Зона безопасности в процентах:

 

091313 1129 15 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.14)

 

Критический уровень постоянных затрат:

 

091313 1129 16 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.15)

 

Окупаемость постоянных затрат (t):

 

091313 1129 17 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.16)

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции:

 

091313 1129 18 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.17)

 

Критический уровень цены при заданном объеме реализации и уровне постоянных и переменных затрат:

 

091313 1129 19 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия. (1.18)

 

На третьем этапе маржинального анализа рассматриваются соотношения между издержками, доходами и прибылью, без учета вышеперечисленных ограничений (допущений) [5].

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

 

1.2 Определение границ безубыточности предприятия

 

Степень устойчивости предприятия по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности и предельных значений
таких параметров деятельности организации,
как объем производства, цены производимой продукции и пр. Подобные показатели используются только для оценки влияния возможного изменения параметров проекта на его финансовую реализуемость и эффективность, но сами они не относятся к показателям эффективности деятельности организации, и их вычисление не заменяет расчетов интегральных показателей эффективности.

Граница безубыточности параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению этого параметра на данном шаге, при применении которого чистая прибыль, полученная в проекте на этом шаге, становится нулевой. Одним из наиболее распространенных показателей этого типа является уровень безубыточности. Он обычно определяется для проекта в целом, чему и соответствует приводимая ниже формула (1.18) [21].

Уровнем безубыточности УБm
на шаге m называется отношение объема продаж (производства), соответствующего «точке безубыточности» (Vкрm), к проектному (Vm) на этом шаге. Под «точкой безубыточности» понимается объем продаж, при котором чистая прибыль становится равной нулю. При определении этого показателя принимается, что на шаге m: объем производства равен объему продаж; объем выручки меняется пропорционально объему продаж; доходы от внереализационной деятельности и расходы по этой деятельности не зависят от объемов продаж; полные текущие издержки производства могут быть разделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объема производства) и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства; расчет уровня безубыточности производится по формуле:

 

091313 1129 20 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия ,  (1.19)

 

Точка безубыточности Vкрm определяется по формуле

091313 1129 21 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия
(1.20)

где CFm – условно-постоянные издержки на шаге m, включая амортизацию, налоги и иные отчисления, относимые на себестоимость и финансовые результаты, не зависящие от объема производства;

DCm – доходы от прочей деятельности за вычетом расходов по этой деятельности на этом шаге;

P – цена единицы продукции;

CV1m – условно-переменные издержки на единицу продукции (услуг), включая налоги и иные отчисления, относимые на себестоимость и финансовые результаты, пропорциональные выручке за исключением налога на прибыль на m-м шаге.

На практике используется также формула для определения уровня безубыточности следующего вида:

091313 1129 22 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия
(1.21)

где Sm – объем выручки на m-м шаге;

Cm – полные текущие издержки производства продукции (производственные затраты плюс амортизация, налоги и иные отчисления, относимые как на себестоимость, так и на финансовые результаты, кроме налога на прибыль) на m-м шаге;

CVm – условно-переменная часть полных текущих издержек производства (включающая наряду с переменной частью производственных затрат и, возможно, амортизации налоги и иные отчисления, пропорциональные выручке) на m-м шаге;

DCm – доходы от прочей деятельности за вычетом расходов по этой деятельности на m-м шаге.

Если предприятие занимается производством нескольких видов продукции, формула (1.21) не изменяется, а все входящие в нее величины берутся по всему проекту (без разделения по видам продукции) [5].

При пользовании формулами (1.20), (1.21) все цены и затраты следует учитывать без НДС.

На рис. 1 приведен графический способ определения точки безубыточности.

Обычно деятельность предприятия считается устойчивой, если в расчетах по проекту в целом уровень безубыточности не превышает 0,6 – 0,7 после освоения проектных мощностей. Близость уровня безубыточности к 1 (100%), как правило, свидетельствует о недостаточной устойчивости проекта к колебаниям спроса на продукцию на данном шаге. Даже удовлетворительные значения уровня безубыточности на каждом шаге не гарантируют эффективность работы предприятия (положительность ЧТС).

091313 1129 23 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

Рисунок 1 – График точки безубыточности

 

В то же время, высокие значения уровня безубыточности на отдельных шагах не могут рассматриваться как признак неэффективности деятельности предприятия (например, на этапе освоения вводимых мощностей или в период капитального ремонта дорогостоящего высокопроизводительного оборудования они могут превышать 100%).

Если предположения о пропорциональности Sm или/и CVm на шаге m объему продаж (производства) на том же шаге не выполняются, вместо использования формул (1.20), (1.210) следует определять уровень безубыточности вариантными расчетами (подбором) чистой прибыли при разных объемах производства.

Наряду с расчетами уровней безубыточности, для оценки устойчивости проекта можно оценивать границы безубыточности для других параметров проекта – предельных уровней цен на продукцию и основные виды сырья, предельной доли продаж без предоплаты и др. Для подобных расчетов необходимо учитывать влияние изменений соответствующего параметра на разные составляющие денежных поступлений и расходов.

 

1.3. Производственный (операционный) леверидж и методы их оценки

 

В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.

Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing». В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе в английском слове рычагом является «lever», но никак не «1еverege».

    Основным результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам [23].

C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, те во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска [23].

Производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на валовой доход путём изменения структуры себестоимости и объёма выпуска. Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы [23].

Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет. Изменчивость прибыли до вычета процентов и налогов, обусловленная изменением операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень производственного левериджа, тем выше производственный риск компании [23].

Финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов. Количественно эта характеристика измеряется соотношением между заемным и собственным капиталом; уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании [23].

Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией (highly 1еуеred сотрапу) компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой (ип1еvered сотрапу).

Итак, сложившийся в компании уровень финансового левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. В отличие от двух других видов левериджа каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений, он не выражается, а его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли.

Анализ этой взаимосвязи, т.е. количественная оценка уровня левериджа выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метода «мёртвой точки».

Метод «мёртвой точки» (или критического объёма продаж) применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объёма выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной деятельностью понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход. При неблагоприятных условиях весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и займам. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль [23].

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически.

Построение графической зависимости затруднено, так как требует тщательного разделения издержек по видам.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

 

091313 1129 24 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,
(1.22)

 

где S – реализация в стоимостном выражении;

VC – переменные производственные расходы

FC – условно-постоянные производственные расходы;

GI – валовой доход.

Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, исходя из этого: 091313 1129 25 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия [23].

Критическим считается объём реализации, при котором валовая прибыль равна нулю, поэтому:

 

091313 1129 26 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия.
(1.23)

Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, обозначив его Sm, получим:

 

091313 1129 27 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

(1.24)

 

Формулу можно представить в более наглядном виде путём перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введём следующие дополнительные обозначения:

Qобъём реализации в натуральном выражении;

P – цена единицы продукции;

V — переменные производственные расходы на единицу продукции;

QC – критический объём продаж в натуральных единицах.

При этом формула (1.23) будет иметь вид:

 

091313 1129 28 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,
(1.24)

 

Знаменатель дроби в данной формуле называется идеальным маржинальным доходом (C=P-V). Экономический смысл критической точки предельно прост, он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов [23].

Формула может быть легко трансформирована в формулу для определения объёма реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой выручки(GI):

091313 1129 29 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,
(1.25)

 

Уровень производственного левериджа (УПЛ) принято измерять следующим показателем:

091313 1129 30 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,
(1.26)

 

где TGI – темп изменения валового дохода, %;

TQ – темп изменения объёма реализации в натуральных единицах. %.

Путём несложных преобразований формулу можно привести к более простому в вычислительном плане виду:

 

091313 1129 31 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,
(1.27)

 

где C=P-V.

Экономический смысл показателя УПЛ
довольно прост, – он показывает степень чувствительности валовой выручки к изменению объёма производства.

Предприятие, повышающее свой технический уровень, с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и свой уровень производственного левериджа.

Предприятия с относительно высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рискованные с позиции производственного риска, т.е. возникновения ситуации, когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера [23].

По аналогии с производственным левериджем, уровень финансового левериджа (УФЛ) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валовой выручик:

091313 1129 32 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,
(1.28)

 

где TNI – темп изменения чистой прибыли, %

TGI – темп изменения валовой выручки, %

Формулу можно представить в более простом виде после несложных преобразований:

 

091313 1129 33 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,
(1.29)

 

где In – проценты по ссудам и займам.

Коэффициент УФЛ показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль.

Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объём привлечённых предприятием средств, тем выше уровень левериджа.

 

 

 

 

2 Анализ маржинальный анализ объемов продаж и оценка зоны безопасности предприятия ООО «Газпрофиль»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Газпрофиль»

 

ООО «Газпрофиль», является по организационно-правовой форме обществом с ограниченной ответственностью, создано 10 ноября 1996 г. путем объединения вкладов учредителей в целях:

– удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах;

– расширения и увеличения оказания услуг, производства товаров народного потребления и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов самого общества и трудового коллектива.

Исследуемая организация действует на основании Учредительного Договора, Устава в соответствии с Законодательством РФ, является юридическим лицом по российскому законодательству. ООО «Газпрофиль» обладает обособленным имуществом на праве собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях Российской Федерации и за рубежом, в том числе валютные счета, печать, штамп с фирменным наименованием Общества, бланки, торговый знак и фирменное наименование. Оно может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде, суде и третейском суде и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Место нахождения Общества: 350000, Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, Центральный округ, ул.Красная, 61.

Целью деятельности ООО «Газпрофиль» является насыщение рынка товарами и услуг, получение прибыли, реализация социальных и экономических интересов Учредителей. Для достижения поставленной цели ООО «Газпрофиль» в установленном законодательством порядке, как в России, так и за ее пределами, осуществляет, в частности, следующие виды деятельности:

– основной вид деятельности – производство медицинской техники, оптовая и розничная торговля биодобавками, медицинской техникой и аппаратурой;

– оптовая и розничная торгово-закупочная деятельность;

– посредническая деятельность;

– иные виды деятельности.

Имущество ООО «Газпрофиль» составляют основные фонды и оборотные средства, а так иные нематериальные активы, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

ООО «Газпрофиль» самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах полного хозяйственного расчета, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, за выполнение взятых на себя обязательств перед трудовым коллективом и партнерами по заключаемым договорам, перед Госбюджетом и банками согласно действующему законодательству РФ, самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги, целей и задач, предусмотренных Уставом предприятия.

Организационно-управленческая структура ООО «Газпрофиль» представлена на рисунке 1.

Высшим органом ООО «Газпрофиль» с ограниченной ответственностью является общее собрание его учредителей, создан исполнительный единоличный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью и подотчетный общему собранию его учредителей. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия и решений и выступления от имени ООО «Газпрофиль» определяются в соответствии Гражданским кодексом РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом.

 

 

091313 1129 34 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 35 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 36 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 37 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 38 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 39 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 40 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 41 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 42 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 43 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 44 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 45 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 46 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

 

 

 

 

091313 1129 47 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 48 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 49 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 50 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 51 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 52 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 53 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 54 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 55 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 56 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия091313 1129 57 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 58 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

 

091313 1129 59 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 60 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

Рисунок 2.1 – Организационно-управленческая структура ООО «Газпрофиль»

 

Директор самостоятельно решает все вопросы финансово-хозяйственной деятельности, за исключением отнесенных Уставом к компетенции Общего собрания. Директор без доверенности действует от имени ООО «Газпрофиль», представляет его интересы в фирмах, организациях, распоряжается имуществом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты исполнительного аппарата дирекции, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников.

Директор несет личную ответственность за сохранность документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия (прием, перемещение, увольнение) до сдачи их в госархив согласно действующему законодательству РФ.

Главный бухгалтер несет ответственность за свою деятельность согласно «Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» № 170 от 26.12.94 г.

Основные показатели, характеризующие производственно -финансовую деятельность ООО «Газпрофиль» за период с 2008 – 2010 гг. приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение, +/-

Темпы роста, %

2009 г/

2008 г

2010 г/

2009 г

2009 г/

2008 г

2010 г/

2009 г

1.Товарная продукция, тыс. р.

219977

230129

242356

10152,00

122270

104,62

105,31

2.Рентабельность продукции, %

5,10

3,58

4,45

-1,52

0,86

 –

– 

3.Себестоимость продукции , тыс. р.

198512

209127

220128

10615,00

11001

105,35

105,26

4.Прибыль, тыс. р.

10123

7494

9785

-2629,00

2291

74,03

130,57

5.Затраты на 1 р. продукции,р.

0,90

0,91

0,91

0,01

0,00

100,70

99,95

6.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

54454,5

53987,5

48058,5

-467,00

-59290

99,14

89,02

7.Фондоотдача, р./р.

4,04

4,26

5,04

0,22

0,78

105,52

118,31

8.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.

60231,5

65032

78440

4800,50

13408

107,97

120,62

9.Коэффициент оборачиваемости,

3,65

3,54

3,09

-0,11

-0,45

96,89

87,31

10.Численность персонала, чел.

125

135

142

10

7

108

105,19

11.Производительность труда, тыс. р./ чел.

1759,82

1704,66

1706,73

-55,16

2,07

96,87

100,12

12.Рентабельность персонала, тыс. р./чел.

8098,4

5551,11

6890,85

-2547,29

1339,73

– 

 –

13.Фондорентабель-ность, %

18,59

13,88

20,36

-4,71

6,48

 –

– 

 

Проанализировав таблицу 2.1, можно сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность исследуемого предприятия расширяется, о чем свидетельствует рост товарной продукции, которая за исследуемый период выросла с 219977 тыс. р. до 242356 тыс. р. В то же время рентабельность продукции несколько снизилась, составив 5,1% в 2008 г., 3,58% в 2009 г., 4,45% в 2010 г. Снижение рентабельности продукции обусловлено снижением прибыли от продажа. Так в 2009 году прибыль от продаж снизилась на 2629 тыс. р. В отчетном 2010 году прибыль от продаж несколько выросла, но не достигла уровня базового года. Отрицательным фактом является рост затрат на рубль товарной продукции. Положительным фактом является рост фондоотдачи среднегодовых основных средств предприятия, что говорит о повышении их эффективности использования. Фондорентабельность основных средств выросла с 18,59% в 2008 г. до 20,36% в 2010 г. Отрицательным фактом является снижение скорости оборачиваемости оборотных средств, что говорит о том, что повышается затоваренность складов предприятия. Рост объемов производства потребовал увеличение численности персонала, которая увеличилась на 10 человек в 2009 г. по отношению к предыдущему 2008 году и на 7 человек в 2010 г. по отношению к 2009 г. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия снизилась, о чем говорит снижение производительности труда на 55,16 тыс. р./чел. в 2009 г. по отношению к базисному году, в 2010 г. данный показатель несколько увеличился (на 2,07 тыс.р./чел.). Снижение эффективности использования трудовых ресурсов подтверждает и снижение рентабельности персонала за исследуемый трехлетний период. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия снизилась, о чем говорит снижение производительности труда.

Анализ деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. В таблице 2.2 проведем анализ показателей деловой активности.

 

 

 

Таблица 2.2 – Анализ показателей деловой активности

Показатель

2009 г

<

2010 г

Отклонения, +/-

Динами-ка, %

Общие показатели оборачиваемости

1.Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача)

1,77

1,71

-0,05

96,92

2.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

3,54

3,09

-0,45

87,31

3.Коэффициент отдачи нематериальных активов

4146,47

3973,05

-173,42

95,82

4.Фондоотдача

4,26

5,04

0,78

118,31

5.Коэффициент отдачи собственного капитала

3,05

2,91

-0,13

95,58

Показатели управления активами

6.Оборачиваемость материальных средств

8,29

4,99

-3,30

60,20

7.Оборачиваемость денежных средств

128,92

142,48

13,55

110,51

8.Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах

8,42

10,91

2,50

129,64

9.Срок погашения дебиторской задолженности

43,37

33,45

-9,92

77,13

10.Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

7,53

7,74

0,21

102,85

11. Срок погашения кредиторской задолженности

48,49

47,14

-1,34

97,23

 

Из таблицы 2.2 видно, что общие показатели оборачиваемости снизились, что является негативным признаком. Коэффициент общей оборачиваемости капитала снизился, что говорит об уменьшении ресурсоотдачи капитала предприятия. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снизился, что обусловлено их ростом, свидетельствуя о снижении эффективности их использования. Коэффициент отдачи нематериальных активов снизился, следовательно, эффективность их использования снизилась. Увеличение фондоотдачи говорит о росте эффективности использования основных средств предприятия. Коэффициент отдачи собственного капитала снизился, свидетельствуя о снижении эффективности его использования. Оборачиваемость материальных средств снизилась довольно значительно (на 3,3 оборота), что позволяет сделать вывод о затаренности складов предприятия продукцией. Оборачиваемость денежных средств увеличилась, что говорит об увеличении их участия в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рост коэффициент оборачиваемости средств в расчетах увеличился, что является положительно и говорит об увеличении скорости дебиторских расчетов. Срок погашения дебиторской задолженности снизился, что несколько снизило риск перерастания дебиторской задолженности в сомнительную. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился, а срок ее погашения снизился, что также является положительным фактом.

 

2.2 Маржинальный анализ объемов продаж и оценка безубыточности деятельности

 

При анализе прибыльности важно определить точку безубыточности продаж либо в натуральных (штуках, единицах), либо в суммовом выражении. Ее можно рассчитать одним из двух методов: по уравнению или по удельной валовой прибыли. Удельная валовая прибыль – это то, что остается от продажной цены продукции после вычета переменных расходов. Организация может определить объем продаж в случае, если запланирует конкретную сумму прибыли, используя формулу:

 

Q = И пер + И постпл., (2.1)

 

где И пер – переменные издержки;

И пост – постоянные расходы;

И пл – планируемая прибыль.

Отсюда уравнение безубыточности, по которому исчисляется точка безубыточности (Qбу), т.е. объем продаж при прибыли равной нулю равен, принимает вид:

 

Q = И пер + И пост., (2.2)

 

Рассчитаем порог рентабельности для исследуемого предприятия ООО «Газпрофиль» (или «мертвой точки»). Для этого исчисляется результат от продажи сверх переменных расходов в рублях и в процентах к обороту (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Расчет порога рентабельности на 2009 г.

 

Показатель

Значение показателя в

тыс. р.

в % и в коэффициентах

Выручка от продажи продукции

230129

100

1

Переменные расходы (-)

209127

90,88

0,9088

Результат от продажи сверх переменных расходов

21002

9,12

0,912

Постоянные расходы (-)

13508

Результат от продажи сверх расходов (прибыль)

7494

 

При достижении порога рентабельности прибыль равна 0 (прибыль равна разности результата от продажи сверх перемеренных расходов вычесть постоянные расходы нулю).

Порог рентабельности (Рпор) определяется отношением постоянных расходов к результату от продажи сверх переменных расходов:

 

Рпор = 13508/21002*100 = 64,32%. (2.3)

 

Это подтверждается и тем, что если выручка от продажи 217517 тыс. р. в 2009 г. составляет единицу, результат от продажи сверх переменных расходов составляет 0,912 – и будет равным 21002 тыс. р., то порог рентабельности – 13508/0,912 тыс. р. (14811,4 тыс. р.). Эта сумма (14811,4 тыс. р.) показывает ту предельную сумму продажи продукции, ниже которой производственная деятельность ООО «Газпрофиль» будет убыточной, так как расходы будут выше выручки от реализации.

Разность между достигнутой выручкой от продаж и порогом рентабельности составляет запас «финансовой прочности» (ЗФП):

 

ЗФП = Np – Рпор. = 230129 – 14811,4 = 215317,6 тыс. р. . (2.4)

 

В 2009 г. на ООО «Газпрофиль» запас «финансовой прочности» составил 215317,6 тыс. р.

Если выручка от реализации продукции опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние ООО «Газпрофиль» ухудшается. Запас «финансовой прочности» ООО «Газпрофиль» на 2009 г. можно рассчитать в относительном выражении:

 

ЗФП = (Np – Р пор.)/Np*100%. = (230129 – 14811,4)/230129*100% = 93,56%(2.5)

 

В 2009 г. у ООО «Газпрофиль» запас «финансовой прочности» составлял 93,56% от выручки. Это означает, что исследуемая организация может выдержать снижение реализации продукции без серьезной угрозы для финансового положения на 93,56% .

Рассчитаем порог безубыточности на 2010 г. (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 – Расчет порога рентабельности на 2010 г.

 

Показатель

Значение показателя в

тыс. р.

в % и в коэффициентах

Выручка от продажи продукции

242356

100

1

Переменные расходы (-)

220128

90,83

0,9083

Результат от продажи сверх переменных расходов

22228

9,17

0,917

Постоянные расходы (-)

12443

Результат от продажи сверх расходов (прибыль)

9785

 

Порог рентабельности (Рпор ) на 2010 г. составляет:

 

Рпор = 12443 / 220128*100 = 5,65%. (2.6)

 

Если выручка от продажи 242356 тыс. р. в 2010 г. составляет единицу, а результат от продажи сверх переменных расходов составляет 0,9083 – и будет равным 220128 тыс. р., то порог рентабельности – 12443/0,9083 тыс. р. (13699 тыс. р.). Эта сумма (13699 тыс. р.) показывает ту предельную сумму продажи продукции, ниже которой производственная деятельность ООО «Газпрофиль» в 2010 г. будет убыточной, так как расходы будут выше выручки от реализации.

Разность между достигнутой выручкой от продаж и порогом рентабельности составляет запас «финансовой прочности» (ЗФП):

 

ЗФП = Np – Рпор. = 242356 – 13699 = 228657 тыс. р. (2.7)

 

На ООО «Газпрофиль» запас «финансовой прочности» составляет 228657 тыс. р.

Если выручка от реализации продукции опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние ООО «Газпрофиль» ухудшается. Запас «финансовой прочности» ООО «Газпрофиль» можно рассчитать в относительном выражении:

 

ЗФП = (Np – Р пор.)/Np*100%. = (242356 – 13699)/242356*100% = 94,35% (7)

 

В 2010 г. на ООО «Газпрофиль» он составляет 94,35% от выручки. Это означает, что исследуемая организация может выдержать снижение реализации продукции без серьезной угрозы для финансового положения на 94,35% .

Анализируемое предприятие выпуск пять видов продукции:

– прибор медицинский измерительный ОХ- Мед (удельный вес 20% в структуре выручки);

– прибор регистрирующий «Мед-анализатор ДОС-14а» (удельный вес 29% в структуре выручки);

– комплексная диагностическая система «Альтон-12КД» (удельный вес 21% в структуре выручки);

– рефрактометр «РС-3Д» (удельный вес 11% в структуре выручки);

– аквалдистилятор «ДЭ-10» (удельный вес 19% в структуре выручки).

Проведим распределение постоянных затрат согласно доли соответствующего вида продукции в выручке от продаж (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Данные для маржинального анализа по материалам ООО «Газпрофиль» (2010 г.) (производство приборов измерительный ОХ1 медицинских)

Показатель

ОХ- Мед

ДОС-14а

Альтон-12КД

РС-3Д

ДЭ-10

1

2

3

4

5

6

1. Производственная мощность предприятия (VРП, шт./год

1350

10000

17800

34500

20000

2. Цена изделия (р), руб.

34780,00

7000,00

2750,00

744,00

2539,25

3.Выручка (В), руб. стр.1×стр. 2

46953000

70000000

48950000

25668000

50785000

4. Постоянные затраты (А), руб. (из данных таблицы 2.16)

2488600

3608470

2613030

1368730

2364170

5. Переменные расходы на единицу продукции (b), руб.

32611,56

6383,71

2597,02

701,86

2091,22

6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер ), руб. стр. 5 × стр. 1.

44025600

63837120

46226880

24214080

41824320

7. Прибыль от реализации продукции (П), руб. стр. 3 — стр. 4 — стр. 6

438800

2554410

110090

85190

6596510

8. Маржинальная прибыль (маржа покрытия) (МП), руб. стр. 3 — стр. 6

46514200

67445590

48839910

25582810

44188490

9. Доля маржинальной прибыли в выручке (УДмп) стр. 8 / стр. 3

99,07

96,35

99,78

99,67

87,01

10. Ставка маржинальной прибыли (Смп), руб. стр. 2 — стр. 5

2168,44

616,29

152,98

42,14

448,03

11. Планируемая прибыль от реализации продукции (П),руб. стр. 7 + 10%

482680

2809851

121099

93709

7256161

 

Продолжение таблицы2.5

1

2

3

4

5

6

12. Точка безубыточности в стоимостном выражении, руб. (стр. 4 : стр. 9)

2512076,65

3745135,9

2618920

1373287,83

2717096,09

13. Точка безубыточности в натуральном выражении, руб. (стр. 4 : (стр. 2 – стр. 5)

1148

5855

17080

32479

5277

14. Зона безубыточности в натуральном выражении (стр. 1 – стр. 13), шт.

202

4145

720

2021

14723

15. Зона безубыточности в стоимостном выражении, руб. (стр. 3 – стр. 12)

44440923,3

66254864

46331080

24294712,2

48067903,9

16. Граница безопасности ((стр. 15 : стр. 3)*100%)

94,65

94,65

94,65

94,65

94,65

17. Планируемое производство в натуральном выражении для получения планируемой прибыли, шт. ((стр. 4 + стр. 11): (стр. 2 – стр. 5)

1370

10414

17872

34702

21472

 

Вывод. На исследуемом предприятии точка безубыточности по всему ассортименту выпускаемой продукции лежит выше 4,35%, что составляет 202 шт. для приборов ОХ-Мед, 4145 шт. для прибора ДОС-14а, 720 щт. для прибора Альтон 12Кд, 2021 шт. для прибора РС-3Д, 14723 шт. для прибора ДЭ-10 .

Если пакет заказов на изделия предприятия больше 4,35% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если же пакет заказов будет менее 4,35% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

После достижения точки безубыточности каждая последующая произведенная единица продукции будет приносить предприятию прибыль: ставка маржинальной прибыли (СМП ) = 2168,44 р. для прибора ОХ-Мед, 616,29 р. для прибора ДОС-14а, 152,98 р. для прибора Альтон-12КД, 42,14 руб. для прибора РС-3Д, 448,03 руб. для прибора ДЭ-10.

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует весь ассортимент изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 4,35%, предприятие может сократить объем продаж без риска получения убытков.

Наибольшую единицу прибыли для предприятие дает производство прибора ОХ-Мед, наименьшую прибыль прибор РС-3Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Мероприятия по обеспечению роста объемов продаж, увеличению зоны стабильности и оптимизации затрат

 

Основными мероприятия по обеспечению роста объемов продаж, увеличению зоны стабильности и оптимизации затрат должны стать: определение направления сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли путем оптимального выбора варианта системы машин и оборудования, используемых в основной деятельности; выбор и обосновании управленческого решения при выборе: собственное производство или закупка необходимых изделий со стороны; обоснование управленческого решения при выборе технологии производства; аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня; обоснование и выбор управленческого решения для выбора варианты цены на новое изделие.

Рассмотрим каждое из направлений.

1.Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта системы машин и оборудования.

Допустим, что выполнить какую-либо операцию или процесс можно, применив один из трех вариантов оборудования (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1 – Исходные данные

Вариант

Постоянные затраты, тыс. р.

Переменные затраты на изделие, тыс. р.

Общая сумма затрат

Вариант А

2000

2

ЗА = 2000 + 2х

Вариант В

5000

1

ЗВ = 5000 + 1х

Вариант С

8000

0,5

ЗС = 8000 + 0,5х

 

По данным примера определим, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования.

Для этого найдем объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми, для этого затраты по одному из них приравнивают к затратам по другому.

Для первого и второго вариантов машины:

091313 1129 61 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 62 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

Аналогично рассчитывается объем производства для второго и третьего вариантов машины:

091313 1129 63 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 64 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

Следовательно, при годовом объеме производства до 3000 ед. выгоднее использовать первый вариант оборудования, от 3000 до 6000 ед. — второй, а свыше 6000 ед. — более целесообразным является третий вариант.

2.Обоснование управленческого решения при выборе: собственное производство или закупка изделий со стороны.

Собственное производство и поставки со стороны являются альтернативными формами получения предприятием необходимых продуктов и услуг. Оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.п. содействует минимизации затрат и увеличению прибыли.

Рассмотрим методику обоснования управленческого решения на примере.

Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 тыс. р. в год, а переменные расходы на единицу продукции — 100 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно?

Для этого необходимо приравнять затраты по обоим вариантам.

Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:

091313 1129 65 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия,

где b — цена одной детали;

х — требуемое количество деталей в год.

Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты:

091313 1129 66 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия.

Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:

091313 1129 67 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 68 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 69 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 70 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

Расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 4000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать.

Аналогичным образом можно обосновать выгодность создания собственного парка грузовых автомобилей, создания собственной ремонтной, строительной базы, собственных маркетинговых исследований рынка, создания собственных программных продуктов и т.д.

3.Обоснование управленческого решения при выборе варианта технологии производства.

Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор из нескольких альтернативных оптимального варианта технологии производства.

Рассмотрим методику обоснования управленческого решения на примере.

Вариант технологии производства А. ООО «Газпрофиль» приобретает детали, производит сборку готовых изделий, а затем их продает. Затраты при этом составляют:

– постоянные — 400 тыс. р. в год;

– переменные — 170 руб. на единицу продукции.

Вариант технологии производства В. ООО «Газпрофиль» покупает дополнительно оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных помещениях. При этом затраты составят: постоянные — 925 тыс руб., переменные — 100 руб. на единицу продукции.

Максимально возможная производственная мощность по двум вариантам — 10000 изделий в год. Цена реализации одного изделия — 250  руб.

Как видно, вариант А имеет более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затраты по варианту Включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений, а также расходы на выплату процентов по облигациям, которые были выпущены для мобилизации средств на закупку оборудования. Расчетный объем производства не дан. Максимальный спрос ограничен производственной мощностью 10000 ед. Поэтому можем определить по каждому варианту максимальную прибыль и порог рентабельности (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2 – Исходные данные по вариантам А и В

Показатель

Вариант А

Вариант В

1. Производственная мощность, шт.

10000

10000

2. Цена реализации, руб.

250

250

3. Удельные переменные затраты, руб.

170

100

4. Маржа покрытия на изделие, тыс. р. стр. 2 — стр. 3

80

150

5. Маржа покрытия на весь выпуск, тыс руб. стр. 2 × стр. 1 — стр. 3 × стр. 1

800000

1500000

6. Постоянные затраты, тыс руб.

400

925

7. Прибыль, тыс руб. 
(стр. 2  × стр. 1) — (стр. 3  × стр. 1 + стр. 6)

799600

1499075

8. Безубыточный объем продаж, шт.

9995

9994

 

Вариант В обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса вариант А дает более высокую прибыль или меньшие убытки.

Если вариант А более доходный при малых объемах реализации, а вариант В — при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции.

Для этого допустим, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен х единицам. Сумма операционной прибыли есть суммарная маржинальная прибыль минус постоянные затраты, а суммарную маржинальную прибыль можно представить в виде ставки маржинальной прибыли на единицу продукции, умноженной на x единиц:

091313 1129 71 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия.

Отсюда прибыль равна:

– по варианту А: 80х – 400000 ;

– по варианту В: 150х – 925000.

С учетом того, что при объеме реализации х единиц прибыль одинаковая, получим:

091313 1129 72 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 73 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 74 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

Таким образом, вариант А является более выгодным до 7500 ед. Если же ожидается, что спрос превысит 7500 ед., то более выгодным будет вариант В. Поэтому нужно изучить и оценить спрос на этот вид продукции (табл. 3.3).

Таблица 3.3 – Сводные данные по результатам анализа

Показатели

Вариант А

Вариант В

Маржинальная прибыль

(80 × 7500) = 600000

(150 × 7500) = 1125000

Постоянные затраты

400000

925000

Прибыль

200000

200000

4. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня.

Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.

Рассмотрим методику обоснования управленческого решения на примере (табл. 3.4).

Таблица 3.4 – Исходные данные

Показатель

Значение показателя

1. Производственная мощность, шт.

100000

2. Цена реализации, руб.

200

3. Удельные переменные затраты, руб.

90

4. Постоянные затраты, тыс. р.

7200

 

При таких условиях полная себестоимость одного изделия (С), прибыль (П), безубыточный объем продаж (VРПбезубыт. ) будут следующими:

091313 1129 75 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 76 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия;

091313 1129 77 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия.

В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем прибыль (П), безубыточный объем продаж (VРПбезубыт. ) и зону безопасности (ЗБ) продаж в изменившейся ситуации:

091313 1129 78 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 79 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 80 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 81 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия.

Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия. Для достижения безубыточного объема продаж данному предприятию необходимо увеличить выпуск продукции на 118% или на 35454 единицы.

Чтобы избежать убытков, предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько иной технологии и соответственно дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам ниже критического уровня.

Допустим, заказчик согласился разместить заказ на 50000 изделий по цене 180 руб., которая ниже рыночного ее уровня. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на конструкторско-технологическую подготовку производства этой партии продукции 160 тыс. р.

Определим выгодность для предприятия. Можно посчитать, что не выгодно, так как цена реализации ниже себестоимости единицы продукции. Кроме того, потребуются дополнительные затраты на подготовку производства.

Сделаем экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких условиях:

091313 1129 82 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 83 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

091313 1129 84 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия.

Это доказывает, что даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.

5. Обоснование управленческого решения для выбора варианта цены на новое изделие.

Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень отпускных цен на продукцию.

Допустим, что фирма стоит перед выбором варианта цены на новое изделие, которое конкурент продает по цене 250 тыс. р. Чтобы завоевать рынок сбыта, нужно обеспечить или более высокое качество продукции, или продавать ее по более низким ценам. Постоянные расходы, связанные с производством и сбытом этого изделия, составляют 2400 млн руб., переменные — 80 тыс. р. на единицу.

Если улучшить качество изделия, то можно продать его по цене 100 тыс. р., но при этом постоянные затраты увеличатся на 25% и составят 3000 млн. руб. Переменные расходы также возрастут на 25% и составят 100 тыс. р. на единицу продукции. Необходимо проанализировать возможность установления цены в 300 и 200 тыс. р. Для этого сделаем расчет прибыли и точки критического объема реализации продукции для этих двух вариантов (табл. 3.5).

Таблица 3.5 – Исходные данные

Показатели

Варианты

Первый

Второй

1. Цена реализации, тыс. р.

300

200

2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. р.

100

80

3. Постоянные затраты периода, млн. руб.

3000

2400

4. Маржа покрытия на единицу продукции, тыс. р.

200

120

5. Точка безубыточности (критический объем продаж), шт.

15000

20000

6. Мощность предприятия, шт.

25000

25000

7. Прибыль, млн. руб.

2000

600

 

 

Как видно из таблицы, более выгоден для предприятия первый вариант, так как он обеспечивает наиболее высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности. Чтобы обеспечить такую же сумму прибыли по второму варианту, необходимо производственную мощность увеличить до 36666 ед. ((2400000 + 2000000): 120).

Выбор того или иного варианта зависит от конъюнктуры рынка. Во время производственного бума предприниматели стремятся увеличить объем производства и реализации продукции «любой ценой», а в периоды спада детально изучается каждая статья затрат, осуществляется поиск резервов экономии постоянных и переменных расходов.

В условиях конкуренции предприятиям часто приходится идти на снижение уровня цен, чтобы не снизить оборот по реализации.

Например, цены у конкурентов ниже на 5—7%, из-за чего оборот предприятия в последнее время несколько уменьшился. Чтобы отвоевать рынок сбыта, предприятие решило снизить цены на 10% (с 300 до 270 тыс. р.), надеясь при этом сохранить ту же прибыль за счет увеличения объема продаж.

В таком случае предприятию придется решать задачу увеличения оборота по реализации, чтобы компенсировать потери от снижения цен и рост постоянных затрат на 5 % в связи с расширением производства. Рассмотрим показатели до изменения цены (ситуация 1) и после ее изменения (ситуация 2) (табл. 3.6).

 

Таблица 3.6 – Исходные данные

Показатель

Ситуация 1

Ситуация 2

1. Выручка, млн руб.

7500

6750

2. Сумма переменных затрат, млн руб.

2500

2500

3. Постоянные затраты, млн руб.

3000

3150

4. Маржа покрытия, млн руб.

5000

4250

5. Доля маржи покрытия в выручке

0,666

0,62963

 

Необходимая сумма выручки от реализации продукции для компенсации суммы постоянных затрат и получения той же прибыли определяется делением возросшей суммы постоянных затрат и суммы прежней прибыли на долю маржи покрытия в изменившейся ситуации:

091313 1129 85 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

Предприятие в этой ситуации должно произвести 30300 изделий, чтобы при цене 270 тыс. р. получить выручку в сумме 8180 млн руб.

091313 1129 86 Теоретические аспекты маржинального анализа объемов продаж и оценка зоны  безопасности предприятия

При этом его переменные издержки составят 3030 млн руб., постоянные — 3150 млн руб., а прибыль — 2000 млн руб.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование критических и предельных величин позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные прогнозы. Использование этой методики в практике работы предприятий будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования затрат и финансовых результатов.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.21MB/0.00171 sec

WordPress: 24.94MB | MySQL:120 | 3,673sec