Государственный и муниципальный кредит » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Государственный и муниципальный кредит

<

091313 1350 1 Государственный и муниципальный кредит43. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, то есть номинированным в национальной валюте, и внешним, номинированным в инвалюте.

В зависимости от того, какую роль государство играет в кредитных отношениях – кредитора или заемщика, выделяют бюджетный кредит, предоставляемый государством и государственные заимствования.

Выступая кредитором, государство предоставляет кредит за счет бюджетных средств – бюджетный кредит.

Согласно БК, бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Условиями предоставления бюджетного кредита является наличие обеспечения, которое должно иметь высокую степень ликвидности; проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

Выступая заемщиком, государство (муниципалитет) осуществляет государственные (муниципальные) заимствования.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

•   по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

•   по валюте заимствований — внутренние и внешние;

•   в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

• по форме предоставления — в секьюритизированной форме (путем эмиссии и размещения долговых обязательств) и несекьюритизированной форме (заем в денежной форме), иначе, облигационная и необлигационная формы. Первая форма имеет определенные преимущества (больший объем инвестиционного спроса, возможность гибко регулировать объем, структуру и стоимость заимствований), она является доминирующей в развитых странах;

• по целям будущего использования — инвестиционный (кредиты на финансирование крупных государственных программ, то есть на производительные цели) и неинвестиционный (на финансирование непроизводительных расходов).

Долговые обязательства государства:

• по степени обращаемости бывают – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

•   по методу определения дохода — с твердым или плавающим доходом;

•   по обеспеченности – закладные и беззакладные;

• по форме размещения – облигационные и безоблигационные;

•   по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные и др.

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Внутренние займы могут также подразделяться:

•   в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

• по форме предоставления — в секьюритизированной форме и несекьюритизированной форме;

• по целям будущего использования — инвестиционные и неинвестиционные;

•  по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

•   по методу определения дохода — с твердым или плавающим доходом;

•   по обеспеченности – закладные и беззакладные;

• по форме размещения – облигационные и безоблигационные;

•   по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные и др.

Основной формой государственных заимствований является выпуск и размещение ценных бумаг. Государственные ценные бумаги классифицируют:

— по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

— по характеру эмитента – выпускаемые центральным правительством, региональными, местными властями;

— по срочности – долго-, средне-, краткосрочные;

— по форме выпуска – документарные и бездокументарные;

— по форме выплаты дохода – процентные, дисконтные, выигрышные;

— по способу размещения – проведение аукционов, открытая продажа, индивидуальное размещение);

— цели выпуска (финансирование дефицита бюджета, финансирование инвестиционных и социальных программ) и т.д.

Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур (фирменные) кредиты. Наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций (евробондов).

В БК определены понятия государственных заимствований, в том числе внутренних и внешних, государственного долга.

Государственный и муниципальный кредит — денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Государственный и муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

·  государственное и муниципальное кредитование — государство или муниципалитет являются кредитором;

·  государственное и муниципальное заимствование — государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;

·  государственные и муниципальные гарантии — государство или муниципалитет являются гарантом.

Гарантия — способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

<

Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции:

·  распределительная — государство (муниципалитет) 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;

·  регулирующая — государство (муниципалитет) 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;

·  стимулирующая — государство (муниципалитет) стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;

·  контрольная — по объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов — эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней государства и муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. Кроме того, государство является субъектом международных отношений и обладает военной силой, поэтому межгосударственные кредитные отношения обладают своей спецификой. Поэтому в условиях, когда государство или муниципальное образование не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей — во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Совокупность отношений, в которых государство или муниципалитет выступают в качестве кредитора, можно разделить на несколько видов.

Санкционированное кредитование — задолженность образовалась по решению государственных или муниципальных органов (или учреждений).

·  Бюджетные кредиты.

·  Бюджетные ссуды.

·  Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам.

·  Государственные кредиты, предоставленные иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

·  Отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты.

·  Инвестиционные налоговые кредиты.

·  Реструктуризированная задолженность по налогам, пеням и штрафам.

·  Реструктуризированная задолженность по другим несанкционированным кредитам.

·  Дебиторская задолженность бюджетных учреждений.

Несанкционированное кредитование — задолженность образовалась в результате невыполнения обязательств пред государством или муниципалитетом (или бюджетными учреждениями).

·  Просроченная задолженность по налогам и сборам в бюджеты и внебюджетные фонды.

·  Не погашенные в срок санкционированные кредиты и неустойка по ним.

·  Другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров и причинения вреда государству или муниципалитету.

·  Просроченная дебиторская задолженность бюджетных учреждений.

Бюджетные кредиты — предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, другим юридическим лицам путем зачисления средств на их бюджетные счета в банке (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 76—77).

Для юридических лиц, не являющихся унитарными предприятиями, существует строгий порядок получения бюджетных кредитов: проводится проверка финансового состояния заемщика, обязательно предоставление залога или поручительства на всю сумму кредита, обязателен целевой характер использования кредита, платежи по погашению кредита и уплате процентов приравниваются к платежам в бюджет. При утверждении бюджета обязательно определяются: цели бюджетного кредитования, условия и порядок, лимиты (на срок в пределах бюджетного года и за его пределами), ограничения по получателям бюджетного кредитования для юридических лиц (неунитарных предприятий).

Бюджетные ссуды — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, возмездной или безвозмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 6). Предоставляются, как правило, для покрытия кассового разрыва между доходами бюджета, поступившими в данный период, и необходимыми в данный период расходами.

Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам — взнос государства или муниципалитета в уставный капитал, приобретение долей (акций) юридических лиц, не являющихся унитарными предприятиями (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 80). К кредитованию этот метод можно отнести, так как часто его используют как заменитель бюджетного кредита, поскольку процедура получения инвестиций более простая. Для включения инвестиций в проект бюджета необходимы: проект договора на внесение инвестиций, технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проектно-сметная документация.

Государственные кредиты, предоставленные иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям — предоставление этих кредитов регулирует глава 15 Бюджетного кодекса РФ. Такое кредитование осуществляет почти исключительно федеральный бюджет. В бюджете обязательно утверждается предельный объем кредитов в текущем году (отдельно по государствам-участникам СНГ и другим заемщикам), программа предоставления таких кредитов в текущем году.

Отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты — изменение срока уплаты налоговых платежей в сторону его увеличения на срок от одного до шести месяцев (отсрочка, рассрочка) или от трех месяцев до года (налоговый кредит) при определенных условиях, связанных с неблагоприятной ситуацией для налогоплательщика (см. Налоговый кодекс РФ (часть первая), ст. 64—65). Требуется залог или поручительство.

Инвестиционные налоговые кредиты — изменение срока уплаты налоговых платежей, при котором налогоплательщик при наступлении указанных обстоятельств, связанных с социально значимым инвестированием, имеет право уменьшать свои налоговые платежи в определенных пределах до достижения суммой кредита определенного уровня, предоставляется на срок от одного до пяти лет (см. Налоговый кодекс РФ (часть первая), ст. 66—67). Требуется залог или поручительство.

Реструктуризированная задолженность по налогам, пеням и штрафам — законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пеням, штрафам, в порядке, определяемом Правительством РФ. Также происходит реструктуризация в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.

Реструктуризированная задолженность по другим несанкционированным кредитам — законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам, государственным кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в порядке, определяемом Правительством РФ. Также происходит реструктуризация в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.

Дебиторская задолженность бюджетных учреждений (в т.ч. просроченная) — часть государственного и муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (может быть изъята по решению собственника), представляет собой задолженность третьих лиц перед бюджетными учреждениями.

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 89—90) определено, что:

Государственные и муниципальные заимствования — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В данной теме государственное и муниципальное заимствование будет рассматриваться в более широком смысле — с учетом обязательств, заключенных не от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, но влекущих солидарную (вместе с должником), субсидиарную (при неплатежеспособности должника) или имущественную ответственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования, но без отношений по предоставлению государственных и муниципальных гарантий.

Совокупность отношений, в которых государство или муниципалитет выступают в качестве должника или должника и принципала (получателя гарантии), можно разделить на несколько видов.

Санкционированное заимствование — задолженность образовалась по решению кредитора.

·  Кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

·  Договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней.

·  Государственные и муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг.

·  Реструктуризированные долговые обязательства.

·  Заимствования государственных и муниципальных унитарных предприятий.

·  Кредиторская задолженность государственных и муниципальных унитарных предприятий.

·  Кредиторская задолженность бюджетных учреждений.

Несанкционированное заимствование — задолженность образовалась в результате невыполнения обязательств перед кредитором.

·  Недофинансирование получателя бюджетных средств.

·  Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений.

·  Просроченная кредиторская задолженность государственных и муниципальных унитарных предприятий.

·  Другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров и причинения вреда государством или муниципалитетом.

Кредитные соглашения, договоры о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, государственные и муниципальные займы — это обязательства, которые государство или муниципалитет принимают на себя в соответствии с программами государственных или муниципальных заимствований. Программа внутренних заимствований должна содержать общий объем заимствований с детализацией по видам заимствований, объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств. Для РФ отдельно представляется «Программа государственных внешних заимствований» с детализацией заимствований на сумму большую 10 млн. долларов США. Программы утверждаются в составе закона о бюджете (см. Бюджетный кодекс, ст. 108—110).

Полный перечень видов этих обязательств приведен в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ (ред. от 08.08.2001 г.), приложение 9.

Реструктуризированные долговые обязательства — это соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства и муниципалитета прошлых лет. Соглашения заключаются по решению исполнительного органа власти, но, если при этом увеличивается объем государственного долга, может потребоваться принятие закона (см. Бюджетный кодекс, ст. 106, п. 2).

Заимствования государственных и муниципальных унитарных предприятий и их кредиторская задолженность (в т.ч. просроченная) — это обязательства, по которым государство или муниципалитет несут имущественную ответственность, поскольку унитарные предприятия отвечают по своим обязательствам государственным и муниципальным имуществом, переданным им в хозяйственное ведение.

Финансовый орган, исполняющий бюджет, ведет реестр заимствований унитарных предприятий, а предприятия регистрируют свою задолженность (см. Бюджетный кодекс, ст. 118).

Кредиторская задолженность бюджетных учреждений — возникает при принятии бюджетным учреждением бюджетных обязательств в соответствии с утвержденным лимитом финансирования, государство или муниципалитет несут субсидиарную (в случае нехватки средств у бюджетного учреждения) и имущественную (имуществом, переданным в оперативное управление бюджетному учреждению) ответственность по этим обязательствам.

Бюджетные учреждения не имеют права заимствования, кроме бюджетных ссуд.

Недофинансирование получателя бюджетных средств — это разница между лимитом бюджетных обязательств, доведенных до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию недофинансирования в судебном порядке (см. Бюджетный кодекс, ст. 237—239), однако эта мера приостановлена до 31 декабря 2001 г.

Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений — это обязательства, по которым государство или муниципалитет несут субсидиарную (в случае нехватки средств у бюджетного учреждения) и имущественную (имуществом, переданным в оперативное управление бюджетному учреждению) ответственность. Различают два уровня такой просроченной кредиторской задолженности:

1 уровень — возникшая в результате недофинансирования;

2 уровень — возникшая в результате превышения лимита бюджетных обязательств, доведенных до бюджетного учреждения.

В результате кризиса системы государственных и муниципальных финансов накопился значительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений 1 и 2 уровня. Проводятся меры по погашению этой задолженности, обычно предусматривающие ее реструктуризацию. Однако задолженность 2 уровня часто остается без рассмотрения.

Другую часть отношений государственного и муниципального заимствования составляют отношения, в которых государство или муниципалитет выступают в качестве гаранта.

Государственные и муниципальные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (см. Бюджетный кодекс, ст. 115—117).

Гарантии учитываются в программе государственных или муниципальных заимствований и предоставляются в соответствии с ней. В программе детализируются: для РФ — внутренние гарантии на сумму большую 1 000 000 МРОТ и внешние — на сумму большую 10 млн. долларов США, для субъектов РФ и муниципальных образований — гарантии на сумму большую 0,01% расходов бюджета.

В бюджете предусматривается резерв на случай наступления выплат по гарантиям. Выплаты по гарантии учитываются в расходах как предоставление кредита принципалу.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00130 sec

WordPress: 21.92MB | MySQL:118 | 1,221sec