Внутренняя политика Николая II

<

102613 2223 1 Внутренняя политика Николая II В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование.

Статья 1 основных законов государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее собственную независимость от каких-либо иных государственных учреждений, например парламента. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освещение: монарх считался «помазанником Божьим». Право издавать законы принадлежало только монарху. Монархия в России считалась наследственной, по началу первородства, с предпочтением мужского пола женскому.

Для большинства подданных самодержавная власть представлялась привычной и стабильной формой правления. Такое отношение к монархии укоренилось среди православной части населения еще и потому, что царь являлся и главой Русской православной церкви, непосредственно назначавшей высших церковных иерархов.

В структуре монархического правления центральную роль играла императорская фамилия. Все члены императорской фамилии обязаны были быть православными. Поэтому немецкие и датские принцессы, выходя замуж за мужчин излома Романовых, принимали православие. Принадлежность к императорскому дому следовала только по мужской линии. Женщины, входившие в состав императорской фамилии, не могли передавать свои права мужьям и детям.

После смерти в 1894 г. императора Александра III на престол взошел его сын Николай П (1894—1917). Либерально настроенная часть общества надеялась, что молодой император откажется от жесткого консервативного курса своего отца и пойдет по пути политической модернизации страны. Но надежды эти не оправдались.

В критические периоды истории особенно важной выступает личность властителя, что печально сказалось на судьбах России. Николай II оказался на троне явно не ко времени. Хороший и отзывчивый человек, тихий, интеллигентный и легкоранимый — это был чеховский, а не державный типаж, не обладавший ни энергией Петра, ни мудростью Екатерины II, ни гибкостью Александра I, ни твердостью Николая I. С одной стороны, был не по возрасту и не по положению доверчив, порой наивен, чем и пользовались весьма успешно все интриганы. С другой — патологически сторонился всякой грязи и скандалов, что обеспечивало тем же интриганам безнаказанность.

Николай родился в 1868 г. и получил домашнее образование. Курс Академии Генштаба ему преподавал будущий военный министр А. Ф. Редичер, историю —I знаменитый В. О. Ключевский, но самое значительное влияние на царя оказал его учитель К. П. Победоносцев, бывший профессор Московского университета, обер-прокурор Синода, который был блестяще образован, но придерживался крайне консервативных взглядов. Он убедил Николая в том, что неограниченная монархия есть единственно возможный тип политического устройства России.

По отзывам современников, Николай II не обладал яркими природными дарованиями, хотя и был человеком неординарным. Среди отрицательных качеств отмечаются безволие, скрытность и упрямство. Несмотря на то что занятие государственными делами всегда тяготило Николая II, он не допускал мысли об отказе от неограниченной власти.

Искренней привязанностью последнего российского императора была его семья. В 1894 г. Николай женился на Александре Федоровне (Алисе — принцессе Гессенской и Рейнской). Отличный семьянин, Николай II уделял много времени и внимания детям — четырем дочкам и сыну. Самодержавную власть Николай П считал делом семейным и был искренне убежден, что должен передать ее своему сыну.

Николай II проявлял полное равнодушие ко всему, что выходило за рамки придворной жизни и семейных отношений, что ярко проявилось в случае с Ходынской трагедией. В день коронации императора в Москве 18 мая 1896 г. в давке на Ходынском поле погибло около полутора тысяч человек. Николай II не только не отменил празднование и не объявил траур, но даже принял участие в придворных увеселительных мероприятиях в тот же вечер, а по окончании торжеств выразил благодарность за их «образцовую подготовку и проведение» генерал-губернатору Москвы — своему дяде великому князю Сергею Александровичу.

Для Николая II было весьма характерно назначать на ответственные посты своих родственников — великих князей Романовых, независимо от их личных качеств и способностей. В результате в самое сложное для страны время — годы кризиса и войны — на ключевых должностях оказались люди не только бездушные, но и неподконтрольные. Так, на высшем военно-морском посту оказался дядя царя Алексей Александрович, «утопивший» русский флот во время войны с Японией; должность генерал-инспектора артиллерии занимал великий князь Сергей Михайлович; главным начальником военно-учебных заведений состоял великий князь Константин Константинович и др.

Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны. Нередко их действия противоречили интересам иных групп в царском окружении. Вот почему влияние членов императорской фамилии на царя постоянно подвергалось критике, вызывало недовольство. Политическая формула «добрый царь — плохое окружение» получала все большее распространение в различных слоях общества.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Но наиболее разрушительной оказалась деятельность «святого старца» Григория Распутина (Г. Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II.

Известный французский исследователь Анри Труайа считал Распутина личностью неоднозначной, могучей и таинственной. Родившись в глухом уральском селе Покровское, Григорий Распутин в молодости производил впечатление полуграмотного парня, падкого на выпивку, но увлеченного таинством веры в Бога. Одаренный исключительным магнетизмом, он втирается в доверие к православному духовенству. Церковь находит в нем пример простой и святой народной мудрости и помогает проникнуть в избранные круги Санкт-Петербурга.

В короткий срок Распутин собирает около себя круг последовательниц. Вдохновенный и порочный одновременно, он становится близким другом императорской семьи. Царица, с ослабленной нервной системой, маленьким сыном, страдающим гемофилией, очень быстро поверила, что только молитвами «святого человека» можно спасти наследника трона и вместе с ним весь народ.

То, что представляло всего лишь скандал в пределах дворца, быстро становится угрозой для страны. Война 1914 г., ненависть к Распутину сплачивают вокруг императорской семьи всех, кто опасается, что выскочка исподтишка будет держать в руках судьбу государства. Заговор на заговоре, жестокое убийство Распутина ускоряют крушение империи. «Редко человек из таких низов поднимался так высоко, редко такая вдохновенная вера такого размаха вызывала политический всплеск, редко тайна русской души со своими метаниями и противоречиями так воплощалась бы в одном человеке. Распутин — не тот ли ключ, с помощью которого можно попытаться проникнуть в тайны России?» (Анри Труайя).

«Старец», несмотря на свое темное прошлое, скандальный образ жизни и полную безграмотность, стал одним из «центров силы» в правящей верхушке, особенно в период Первой мировой войны, и оказывал прямое влияние на принятие важнейших государственных решений.

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация.

Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному совету, созданному еще в 1810 . по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. А Святейший Синод по-прежнему руководил русской православной церковью.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие — внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный еще в 1857 г.). Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, еще иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра, которому бы подчинялось правительство. Каждый министр докладывал о делах своего министерства непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала все чаще давать сбои (В. П. Островский, А. И. Уткин).

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 чел. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок, большой критике подвергалась коррумпированность бюрократии. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.

Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции. Его сотрудники и агентура действовали достаточно эффективно и были неплохо осведомлены о многих явлениях в нарастающем антиправительственном движении.

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX в. численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала и развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространялись на единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. Земства способствовали росту народной инициативы, направленной на переустройство местной жизни. Нередко земства подвергались критике за обилие бесплодных дискуссий вместо конкретных дел. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека.

Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. К выборам в городские думы допускались только домовладельцы.

В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.

<

Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны.

Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г. государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В, К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

2. ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА В СТРАНЕ В 1900 – 1904 Г.Г.

Социальные противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису, который выражался:

  • в борьбе трудящихся против самодержавного строя;
  • в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного

    курса;

    — в расширении процесса оформления политических движений и течений в партии.

    Начавшаяся в конце XIX в. индустриализация привела к количественному и качественному росту рабочего класса (к началу XX в. его численность составляла 13 млн человек, из них только 2,8 млн являлись кадровыми рабочими). В России уровень концентрации рабочей силы был особенно высоким. Это способствовало консолидации рабочего класса, упрощало задачу его объединения и возникновения рабочего движения. Главным требованием рабочих стало ограничение рабочего дня 8 часами (по закону он длился 11 ч 30 мин). Одним из требований стало создание государственной системы страхования.

    Тяжелые условия жизни и труда заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие стали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. Всего с 1895 по 1904 г. число участников забастовок составило 431 тыс. человек. Забастовки носили в основном экономический характер.

    В правительстве по рабочему вопросу не было единого подхода. Вместо жестких мер начальник московского охранного отделения С. В. Зубатов предложил власти самой создавать рабочие организации, формировать фонды социальной поддержки рабочих, открывать магазины и школы. Зубатовский «кодекс» даже разрешал экономическую стачку. Именно это и послужило основной причиной критики Зубатова и его отставки в 1903 г. Правительство снова пошло по пути силовых мер.

    Становясь все более массовым и организованным, рабочее движение меняет свой характер. Под влиянием социал-демократии его участники все чаще наряду с экономическими выдвигают политические требования. Организации социал-демократии создаются в Петербурге (1895 г. — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», руководители: А. Л. Ванеев, П. К. Запорожец, Е. И. Ульянов, Лев Мартов (Ю. О. Цедербаум) и др., в Москве (1894 г. — «Рабочий союз», 1898 г. — «Российская социал-демократическая рабочая партия», затем комитет РСДРП), в Туле, Ярославле, Ростове-на-Дону, на Украине, в Закавказье.

    С начала XX в. в рабочем движении намечается переход к массовым политическим выступлениям: 1900 г. — майская 10-тысячная демонстрация в Харькове; май 1901 г. — забастовка на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге; 1902 г. — массовые митинги и манифестации в Харькове, Батуми, Саратове и др.; 1903 г. — всеобщая стачка рабочих юга России, в которой приняло участие 200 тыс. человек.

    Под влиянием аграрного кризиса в начале XX в. заметно выросло крестьянское движение. Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод, охвативший в 1901 г. центральные и южные губернии России. В 1900—1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне редко выдвигают политические требования, выступают, как правило, против отдельных помещиков и требуют раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей.

    Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте-апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях, охвативших более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. За нанесенные помещикам «убытки» правительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800 тыс. рублей.

    Важным свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод (свободу печати, собраний, слова и др.) и выступала против полицейского произвола. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей и т. д.), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы; в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явочных квартир для революционеров и т. д.

    Наибольшую активность проявляло студенчество. В начале XX в. значительная часть революционно настроенного студенчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 гг. имели широкий политический резонанс. В процессе борьбы происходило формирование будущих крупных общественных и государственных деятелей.

    В начале XX в. в России начался процесс оформления политических движений и течений в партии. На формирование партийной системы большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению с Западной Европой), связанные с социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.

    Особенности формирования политических партий.

    1. На рубеже XIX—XX вв. интенсивно шел процесс формирования единой политической партии рабочего класса — РСДРП.

    2. Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1900—1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль выразителей интересов крестьянства. Партии господствующих классов сложились в годы первой российской революции. И сразу были вынуждены приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. Им требовалось определенное время, чтобы осмотреться, выработать свои программные и политические лозунги, стратегию и тактику.

  1. Происходило образование многочисленных национальных партий (в Польше, Литве, Латвии и др.).
  2. Ни одна страна в мире не имела такого количества партий, как Россия,
    Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то только
    за первые шесть лет XX в. — свыше 50, а в 1917—1920 гг. — около 90. Это
    объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разно
    временностью созревания самосознания различных слоев населения.

    5. Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно-политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.

    В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии следует разделить на несколько категорий:

  • левые [социал-демократическая — меньшевики; социалистическая (пролетарская) — большевики; неонародническая (социалисты-революционеры) — эсеры, трудовики и др.];
  • либеральные [кадеты (конституционные демократы)];
  • консервативные [октябристы (Союз 17 октября)];
  • монархические [«Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела»];

    — анархические [более 20 групп, разделявших идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина].

    Усиление рабочего движения в России способствовало распространению социал-демократических идей среди радикальной интеллигенции. На повестку дня был поставлен вопрос о создании в стране партии, выражающей интересы рабочего класса. Так называемые экономисты (Е. Д. Кускова, С. И. Проко-пович, В. П. Акимов, А. С. Мартынов и др.) полагали, что рабочим следует выдвигать только экономические требования и что ведущую роль в рабочем движении должны играть профсоюзы. Главной же задачей партии они считали борьбу за расширение политических прав и свобод пролетариата. Печатные органы — газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». Свои взгляды экономисты изложили в документе, получившем название «Кредо». Авторы— члены заграничного «Союзарусских социал-демократов» Е. Д. Кускова и С. Н. Прокопович. В ответ на «Кредо» В. И. Лениным был написан «Протест», подписанный находившимися в сибирской ссылке 16 членами социал-демократического движения. В нем резкой критике были подвергнуты идеи, изложенные в «Кредо», и подчеркнута необходимость создания самостоятельной рабочей партии, нацеленной на захват пролетариатом политической власти для организации социалистического общества.

    Лидером радикально настроенных социал-демократов стал В. И. Ульянов (Ленин). Он полагал, что партия должна стать передовым борцом за права рабочих. Она должна организоваться, сплотиться и повести борьбу за свержение самодержавия. Подготовить объединение социал-демократических групп в партию должна была газета «Искра».

    Таким образом, к началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:

  • ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий;
  • не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские
    партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа;
  • ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла
    испытания властью;
  • слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный);
  • в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные;
  • крестьянская Россия, российская «глубинка» была слабо охвачена про
    цессом партийно-политического строительства, который шел в основном
    в административных и промышленных центрах страны.

    Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России.

    3. ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

    Сложный и противоречивый характер социально-экономического и политического развития страны обусловил возникновение революционного кризиса. В числе предпосылок революции можно выделить:

    1)    экономические:

  • противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность);
  • мировой экономический кризис начала XX в., особо тяжело сказавшийся на экономике России;

    2)    социальные:

    — комплекс противоречий, сложившихся в обществе как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости (помещики — крестьяне, буржуазия — рабочие, кулаки — бедняки, власть — народ, власть — интеллигенция — народ);

    3) политические:

  • кризис «верхов», борьба реформаторской и реакционной линии в правительстве, неудачи в Русско-японской войне, активизация левых сил в стране;
  • обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в Русско-японской войне 1904—1905 гг.;

    4) национальные:

    —полное политическое бесправие, отсутствие демократических с и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций.

    Расстановка социально-политических сил накануне революции представлена тремя основными направлениями:

  • во-первых, консервативное, правительственное направление, основу которого составляли представители значительной части дворянства и вые
    чиновничества. Существовало несколько течений — от реакционного до реакционно- или либерально-консервативного (от К. П. Победоносцева до П Д. Святополка-Мирского). Программа: сохранение в России самодержавной монархии, создание представительного органа с законосовещательными функциями, защита экономических и политических интересов дворянства,
    расширение социальной опоры самодержавия за счет крупной буржуазии и крестьянства. Власть была готова пойти на реформы, но выжидала, колебалась, не могла выбрать определенную их модель;
  • во-вторых, либеральное направление, выражавшее интересы дворянства и буржуазии, а также части интеллигенции (профессоров, адвокатов и т.д.). Выделялись либерально-консервативное и умеренно-либеральное течение. Основными организациями были «Союз земцев-конституционалистов» И.И. Петрункевича и «Союз освобождения» П. Б. Струве. Программа: обеспечение демократических прав и свобод, отмена политической монополии дворян диалог с властями и осуществление реформ «сверху»;

    —    в-третьих, радикально-демократическое направление, представлен радикальной интеллигенцией, стремившейся выражать интересы рабочего класса и крестьянства. Основными партиями были партия социалистических
    революционеров (ПСР) и РСДРП. Программа: уничтожение самодержавия и помещичьего землевладения, созыв Учредительного собрания, провозглашение
    демократической республики, решение аграрного, рабочего и национального вопросов радикально-демократическим путем. Отстаивали революционеры и
    модель преобразований «снизу».

    Задачи революции:

  • свержение самодержавия и установление демократической Республики;
  • ликвидация сословного неравноправия;
  • введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

    —    уничтожение помещичьего землевладения и наделение землей;

    — сокращение продолжительности рабочего дня до 8 ч;

    – признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов;

  • установление равенства народов России.

    В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали; большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы и др. Поэтому она была общенародной по целям и составу участников и имела буржуазно-демократический характер.

    Революция продолжалась 2,5 гола (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.,). В развитии революции можно выделить две линии, восходящую и нисходящую.

    Восходящая линия (январь—декабрь 1905 г.) — нарастание революционной волны, радикализация требований, массовый характер революционных действий. Спектр сил, выступающих за развитие революции, предельно широк — от либералов до радикалов.

    Основные события: Кровавое воскресенье 9 января — расстрел рабочей демонстрации в Санкт-Петербурге; январь-февраль — волна забастовочного движения в стране, активизация эсеровского террора; май — образование первого рабочего Совета в Иваново-Вознесенске; весна-лето — активизация крестьянского движения, «пожаровая эпидемия», I съезд Всероссийского крестьянского союза, начало выступлений в армии и на флоте (июнь — восстание на броненосце «Потемкин»), осень — пик революции: Всероссийская октябрьская политическая стачка, принятие царского Манифеста 17 октября (в России провозглашаются демократические права и свободы, гарантируются выборы в Государственную думу), к открытой критике властей переходят либералы, которые формируют свои политические партии (кадетов и октябристов). После 17 октября либералы отходят от революции и идут на диалог с властью. Леворадикальные силы, не удовлетворенные Манифестом, пытаются обеспечить дальнейшее развитие революции. Но соотношение сил в стране уже складывается в пользу властей. Декабрьское вооруженное восстание в Москве потерпело поражение, привело к кровопролитию и было признано многими революционерами преждевременным.

    Нисходящая линия революции (1906—3 июня 1907 г.) — власти берут инициативу в свои руки. Весной принимаются «Основные государственные законы», закрепляющие изменение политической системы (Россия трансформируется в «думскую» монархию), проводятся выборы в I и II Государственные думы. Но диалог власти с обществом оказался малопродуктивным. Дума фактически не получила законодательных полномочий. 3 июня 1907 г. с роспуском II Думы и изданием нового избирательного закона революция заканчивается. Значение революции:

    1) революция изменила политическую ситуацию России: появились конституционные документы — Манифест 17 октября и «Основные государственные законы», был образован первый парламент — Государственная дума, изменились состав и функции Государственного совета, сформировались легальные политические партии и профсоюзы, получила развитие демократическая пресса;

  1. достигнуто некоторое ограничение самодержавия (временное), хотя
    у царя остались возможность принятия законодательных решений и вся пол
    нота исполнительной власти;
  2. изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные союзы и политические партии (временно);
  3. буржуазия получила широкую возможность участия в политической
    жизни страны;
  4. улучшилось материально-правовое положение трудящихся: в ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня; крестьяне добились отмены выкупных платежей;
  5. в ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной
    реформы, что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне;
  6. революция изменила морально-психологическую обстановку в стране: пошли на убыль царистские иллюзии в деревне, волнения охватили
    часть армии и флота, массы ощутили себя субъектами истории, революционные силы накопили значительный опыт борьбы, в том числе осознали действенную роль насилия.

    Окончание революции привело к становлению временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г. не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной.

    Развитие революционного кризиса в России (февраль—октябрь 1917 г.). В начале 1917 г. в России назрел новый революционный кризис, который привел к разрушению многовековой российской монархии.

    В последние годы под влиянием процессов обновления нашего общества заметно возрос интерес к изучению истории Февральской революции. Прежде всего это связано с оценкой Февраля, которая ранее господствовала в науке. Если в 20-е гг. день победы Февральской революции еще был «красным днем» в советском календаре, то в 30-е гг. сталинская школа фальсификации истории «закрыла» праздник. В 60-е гг. историческая наука начала выводить Февраль из полузабытья и становиться на путь его подлинного изучения. В современной историографии утверждается мнение, что Февраль 1917 г. — вторая русская революция, которая, с одной стороны, подвела черту под многовековой историей русской и российской монархии, с другой — открыла путь для демократического развития России.

    Причины революции:

    1) «кризис верхов» (невозможность правительства управлять страной старыми методами и выход происходивших в стране процессов из-под контроля):

    — жизнеспособность Российской империи подрывали бюрократизм и неэффективность государственного аппарата; рост коррупции; произвол чиновников;

  • назначение и пребывание в должности главы правительства и министров зависели исключительно от благоволения Николая II и императрицы, т. е. существовал сугубо частный, «приватный» подбор придворных людей для аппарата власти;
  • усилилась оппозиционность царизму либеральных партий и групп
    и даже отдельных традиционалистов. «Прогрессивный блок» настойчиво требовал от царя учредить «кабинет общественного доверия». В стенах Государственной думы велась критика в адрес правительства. Созданный
    в Думе «Прогрессивный блок» искал выход из сложившейся ситуации путем компромисса с монархией, что привело к созданию «правительства доверия»;
  • поддержка Николаем П одиозной фигуры Распутина и упорное нежелание пойти на уступки оппозиции породили конфликт даже внутри императорской фамилии. Семейный совет великих князей при поддержке матери царя Марии Федоровны просил Николая II «даровать пока не поздно конституцию или министерство доверия, отстранить наиболее скомпрометировавших себя министров», но все было безрезультатно;
  • убийство Распутина не достигло поставленной цели. Курс оставался
    неизменным. Николай не решался провести контрреформы, которые свели
    бы на нет нововведения начала века. В целом правительственный курс можно
    охарактеризовать как попытку политического маневрирования между правы
    ми кругами и буржуазно-дворянской оппозицией с креном вправо;

    2)    «ухудшение положения народных масс выше обычного». Правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что привело к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко возросли цены на продовольствие на «черном рынке» и, как следствие, — цены на все потребительские товары. Началась инфляция. Глубинные причины этого процесса:

    • незавершенность политических и экономических реформ;
    • нерешенность аграрного и национального вопросов;
    • глубокое социальное расслоение;

    — рост маргинальных групп населения (более 4 млн беженцев из западных губерний) в условиях начавшейся индустриализации и мировой войны;

    3) рост недовольства народных масс и «повышение революционной активности»:

    — рост оппозиционных настроений в среде буржуазии, интеллигенции
    и крестьянства;

    • недовольство в армии: бездарность высшего военного руководства
      и поражения на фронтах, вынужденный переход к позиционной войне, которая требует хорошего обеспечения армии оружием и продовольствием, что
      было невозможно из-за общей дезорганизованности тыла;
    • быстрое революционизирование армии: гибель кадровых офицеров
      и пополнение офицерского состава армии интеллигенцией, критически от
      носившейся к правительству и распространявшей свои идеи среди солдат,
      которые, видя все армейские беспорядки, эти идеи поддерживали;
  • углубляющийся кризис, приведший к стихийно оформившемуся стремлению покончить с самодержавием. В этих условиях к началу 1917 г. оживилась деятельность социалистических партий.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00038 sec

WordPress: 22.18MB | MySQL:124 | 1,451sec