Индуктивные умозаключения » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Индуктивные умозаключения

<

092013 2332 1 Индуктивные умозаключения Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на
повторяемости
у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме
индуктивного умозаключения,
или
индукции
(от латинского inductio— «наведение»).

Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

В истории физики, например, опытным путем было установлено, что железные стержни хорошо проводят электричество. Такое же свойство было обнаружено у медных стержней и у серебра. Учитывая принадлежность указанных проводников к металлам, было сделано индуктивное обобщение, что всем металлам свойственна электропроводность.

Посылками индуктивного умозаключения выступают суждения, в которых фиксируется полученная опытным путем информация о повторяемости признака Р у ряда явлений — S1, S2,…, Sn принадлежащих одному и тому же классу К. Схема умозаключения имеет следующий вид:

 

Посылки:

1) S1 имеет признак Р

S2 имеет признак Р

………………………………

S1 имеет признак Р

2) S1, S2 , …., Sn – элементы (части) класса К

—————————————

Всем предметам класса К присущ признак Р

В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, проявлении необходимых признаков явлений; через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.

Основная функция индуктивных выводов в процессе познания —генерализация, т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.

История науки показывает, что многие открытия в физике в области электричества, магнетизма, оптики были сделаны на основе индуктивного обобщения эмпирических данных. Индуктивная обработка результатов наблюдений предшествовала научной классификации растений и животных в биологии. Индуктивным обобщениям обязаны многие гипотезы в современной науке. Важное место принадлежит индуктивным выводам в судебно-следственной практике —на их основе формулируются многочисленные обобщения, касающиеся обычных отношений между людьми, мотивов и целей совершения противоправных действий, способов совершения преступлений, типичных реакций виновников преступления на действия следственных органов и т.п.

Полнота и законченность опыта влияют на строгость логического следования в индукции, предопределяя в конечном счете демонстративность или недемонстративность этих умозаключений.

В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную индукцию.

<

Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям | класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Популярной индукцией называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.

Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.

Индукция методом отбора, или селективная индукция, — это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.

Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, — это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, неудовлетворяющих свойствам причинной связи.

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1

 

 

Производите деление понятий по видоизменению признака, соблюдая соответствующие правила. Назовите основание деления:

а) «преступление»;

б) «толкование юридической нормы»;

в) «субъект преступления»;

г) «место отбывания в виде лишения свободы»

 

РЕШЕНИЕ

Преступление – небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Основания деления – характер и степень общественной опасности деяния.

 

Толкование юридической нормы – грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, специально-юридический, теологический, функциональный.

Основание– способы толкования.

Возможно и такое разделение:

Толкование юридическое нормы – легальное, аутентическое, правоприменительное, обыденное, профессиональное, доктринальное.

Основание – субъекты толкования.

 

Субъект преступления – основной, специальный. Основания – обладание факультативными признаками.

 

Место пребывания в виде лишения свободы – колонии-поселения, колонии общего режима, колонии строгого режима, колонии особого режима, тюрьма. Основания – тяжесть преступления.

ЗАДАНИЕ 2

 

Определите тип приведенных суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

а) никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана;

б) честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем;

в) по некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз;

г) некоторые преступления не представляют большой общественной опасности.

д) каждый профессиональный футболист имеет свой уровень мастерства.

РЕШЕНИЕ

 

а) никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана

Противоположное

092013 2332 2 Индуктивные умозаключения

 

 

 

 

б) честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем

Отношение между терминами – совместимые.

092013 2332 3 Индуктивные умозаключения

в) по некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз

Подчинение

092013 2332 4 Индуктивные умозаключения

 

 

 

г) некоторые преступления не представляют большой общественной опасности

092013 2332 5 Индуктивные умозаключения Противоречие

 

 

 

 

 

 

 

д) каждый профессиональный футболист имеет свой уровень мастерства

Отношение – Подчинение

 

092013 2332 6 Индуктивные умозаключения

ЗАДАНИЕ 3

 

Составьте умозаключения ко второй первой, третьей и первой фигурам.

 

РЕШЕНИЕ

 

Умозаключения ко второй первой фигурам

Некоторые юристы, и только юристы – следователи

Все участники совещания – следователи

Все участники совещания – юристы

 

Умозаключения к третьей и первой фигурам.

Лицо, совершившее преступление, привлекается к уголовной ответственности

Иванов не совершил преступления

Иванов не привлекается к уголовной ответственности

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.55MB | MySQL:123 | 1,195sec