Значение и роль финансового учета, и сравнение с ролью управленческого учета » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Значение и роль финансового учета, и сравнение с ролью управленческого учета

<

121413 2341 1 Значение и роль финансового учета, и сравнение с ролью управленческого учета

1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

Определений того, что такое бухгалтерский учет, можно найти множество — и в учебно-методической, и в нормативной литературе. Наиболее известным и употребимым в России является определение, приведенное в ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в Денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций»[1] . Внимательно проанализировав формулировку Закона, видно, что в ней фигурируют, во-первых, содержание учетной деятельности (сбор, регистрация и обобщение информации), во-вторых, форма отражения информации (денежные средства), а в-третьих, способ реализации этой деятельности (сплошной, непрерывный и документальный учет). К сожалению, по мнению Волкова О.Н. [1, C. 17], нет в определении главного — цели такой деятельности, и это характерно для всей системы бухгалтерского учёта, регулируемой российским законодательством.

Определение, описывающее и форму, и содержание, и цель учета, дается Американской ассоциацией бухгалтеров (A Statement of Basic Accounting Theory): «Бухгалтерский учет — это процесс идентификации и регистрации экономической информации, исчисления и оценки показателей и представления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений» [19, C. 23].

Следует рассмотреть еще одно определение, которое формулирует концепцию, развитую Я. В. Соколовым: «Бухгалтерский учет — это язык для описания хозяйственного процесса» [18, C. 20]. И в этом смысле среди всех экономических наук учет сродни математике, которая является универсальным языком для всех точных и естественных наук, а в последние полвека и экономических.

Рассмотрим два определения управленческого учета.

Ч. Т. Хорнген, Дж. Фостер: «Управленческий учет — процесс идентификации, измерения, сбора, систематизации, анализа, разложения, интерпретации и передачи информации, необходимой для управления какими-либо объектами» [20, C. 33].

Николаева С. А.: «Управленческий учет — это система сбора, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе, необходимом для управления объектами, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия» [14, C. 57].

На разных стадиях развития организации на первый план могут выдвигаться и расширение рынков сбыта, и сокращение затрат, и просто выживание в жестко конкурентной среде. Любое управленческое решение должно быть направлено на достижение стоящих в данный момент перед организацией целей. А система информационного обмена в организации должна быть такова, чтобы обеспечивать этот процесс наилучшим образом.

Управленческий учет — это система информационного обмена в организации, предназначенная для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей всей организации [4, C. 21].

Согласно сложившейся мировой практике основополагающей концепцией бухгалтерского учета является концепция достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни (true and fair view concept). Согласно этой концепции учетная информация должна представляться в такой форме, которая позволяла бы пользователю этой информации составить мнение о реальном положении дел в организации. Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, должна быть не только подкреплена разного рода документальными свидетельствами (то есть быть, достоверной), но и представляться в контексте общего положения вещей (это и означает — быть, представленной добросовестно). Следует отметить, что согласно российскому законодательству «достоверной считается отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации» [2]. В то же время, поскольку управленческий учет имеет дело с формами отчетности, законодательно не регулируемыми, то и понимать следует достоверность не как соответствие нормам закона, а как соответствие действительному положению вещей в организации.

Второй базовой концепцией бухгалтерского учета является концепция приоритета содержания над формой (substance over form concept), которая провозглашает приоритет экономического содержания фактов хозяйственной жизни над да юридической формой при представлении; разного рода информации в систему учета.

Две базовые концепции формируют среду учетных принципов. Принципы, которые лежат в основе системы управленческого учета, те же самые; что и для финансового учета. Различные источники формулируют эти принципы по-разному, но главные среди них приведены в Законе о бухгалтерском учете и Положении о бухгалтерском учете (ПБУ 4/96). Следует, однако, отметить, что указанные нормативные акты описывают требования прежде всего к финансовому учету, ведущемуся в первую очередь для внешних пользователей. Поэтому, говоря об управленческом учете, следует прокомментировать эти принципы применительно к управленческому учету .

Анализ современной российской учетной литературы [3, 6 ] показывает, что большинство ее авторов считают целью существования системы управленческого учета в организации исчисление себестоимости производимой продукции, возможно, несколькими, конкурирующими между собой способами, а также приложение некоторых микроэкономических моделей для анализа выпуска продукций. По мнению Волкова О.Н., такое представление о роли одной из составляющих системы управления организацией не то чтобы совсем неверно, а чрезвычайно однобоко. Финансовый учет, будучи по своей природе ретроспективным, всегда имеет дело с фактами, которые уже свершились. В управленческом же учете оперирование данными прошедших периодов — не главное, это лишь средство, а отнюдь не цель; и в этом смысле учетно-управленческий взгляд на вещи аналогичен взгляду финансового менеджера — он устремлен в будущее. В управленческом учете информация служит целям управления [4, C. 21].

Целью управленческого учета является подготовка и представление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.

Таким образом, финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей: акционеров и других собственников имущества, государственные органы власти и управления, кредиторов и инвесторов. Цель этого учета и соответствующей отчетности — информирование собственников предприятия, государства и третьих лиц о наличии имущества и обязательств организации, ее финансовом состоянии и результатах деятельности, расчет налогооблагаемых показателей и налоговых платежей, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, расчеты с клиентами и. персоналом. Цель управленческого учета — обеспечение менеджеров организации информацией, необходимой для контроля экономичности производственно-хозяйственной деятельности, решения внутренних задач управления фирмой, поиска и обоснования управленческих решений.

 

2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

 

Встречающиеся в литературе способы классификации пользователей учетной информации включают две или три группы. Например, К. Друри так описывает две категории пользователей бухгалтерской информации:

  • внутренние пользователи, т. е. пользователи в составе организации (предприятия), где осуществляется учет;
  • внешние пользователи, т. е. пользователи, не входящие в состав организации (предприятия) [5, C. 12] .

    В. В. Ковалев выделяет три группы:

  • пользователи, внешние по отношению к предприятию;
  • сами предприятия (точнее, их управленческий персонал);

    —     собственно бухгалтеры как представители этой профессии [8, C. 117].

    Следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) не содержат никакой классификации, хотя в Тексте документа «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности» приводятся основные группы пользователей и цели, которые они преследуют в своем интересе к отчетности:

  • инвесторы;
  • работники;
  • заимодавцы;
  • поставщики и прочие торговые кредиторы;
  • покупатели;
  • правительства и их органы;
  • общественность [11].

    Заметим, МСФО рассматривают именно финансовую отчетность, т. е. баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним, публикуемые ежегодно.

    По мнению О.Н. Волковой, для целей классификации всех пользователей учетной информации организации принципиально важными классификационных признака являются:

  • возможность доступа к тому или иному объему внутреннему управленческой информации (как то оперативные отчеты об их выполнении, аналитические записки, подготовленные для принятия управленческих решений, и т. п.);
  • участие в принятии оперативных, тактических или стратегических управленческих решений на уровне организации.

    Одновременная классификация по двум признакам дает возможность сформировать матрицу пользователей.

     

    Таблица 1– Пользователи учетной информации организации

     

    Имеют доступ к внутренней информации 

    Не имеют доступа к внутренней информации 

    Участвуют в принятии управленческих решений

    Руководители

    Владельцы крупных пакетов прав собственности

    Государство в лице своих агентов

    Владельцы мелких пакетов прав собственности 

    Не участвуют в принятии управленческих решений

    Сотрудники (в том числе бухгалтеры)

    Наблюдательные органы

    Аудиторы

    Специалисты по слияниям и поглощениям 

    Покупатели, потребители, клиенты

    Поставщики, подрядчики, прочие коммерческие кредиторы

    Заимодавцы (финансовые кредиторы)

    Потенциальные собственники

    Общественность 

     

    Рассмотрим различных пользователей учетной информации (участников бизнес-среды) организации с точки зрения их заинтересованности в использовании учетной информации, генерируемой в организации.

    Руководители разного уровня. Учетная информация нужна императивного управления и принятия как оперативных, так и тактических и стратегических управленческих решений, пользуются они ею в пределах своих полномочий, которыми также определены возможности доступа к информации.

    <

    Владельцы крупных пакетов прав (акций, долей, паев — в зависимости от формы собственности). Крупные собственники требуют информацию для оценки своих будущих доходов и контроля за правильностью начисления прошлых. Поскольку в результате их решений руководство может быть смещено, они обычно имеют доступ и к управленческой информации, и к принятию решений (по крайней мере, в рамках устава и Закона об акционерных обществах).

    Государство в лице своих налоговых, законодательных и прочих органов. Государство, контролируя хозяйствующие субъекты, заинтересовано прежде всего в перераспределении ресурсов. Отчетность ему нужна для контроля правильности начисления и уплаты налогов, законодательного регулирования, сбора статистической информации и т. д. Представителям государственных органов доступна только финансовая отчетность и некоторая другая обязательная информация в сфере их компетенции (например, санитарные сертификаты или инструкции о соблюдении правил противопожарной безопасности в помещениях организации). С одной стороны, государство не должно вмешиваться в оперативное управление хозяйствующими субъектами, но с другой стороны, получается, что, издавая законы и подзаконные акты, оно определяет (а в отдельных случаях напрямую диктует) многие бизнес-решения. Законодательные акты являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов, и поэтому следует считать, что государство также опосредственно участвует в принятии решений на уровне отдельной организации.

    Владельцы мелких пакетов прав собственности. Так же, как и владельцы крупных пакетов прав, эти участники бизнес-среды заинтересованы в учетной информации для контроля и оценки с их доходов, однако доступ имеют лишь к финансовой отчетности. При этом они, в соответствии с уставами организаций, наравне с крупными совладельцами (правда, пропорционально своим до; имеют возможность участвовать в управлении организациями: имеют право голоса на ежегодных собраниях собственников, а та же право инициации внеочередных собраний. Для более эффективного участия в принятии решений они могут объединяться.

    Сотрудники, в том числе бухгалтеры (исключая не менеджеров). По доступной им учетной информации, в частности по финансовой отчетности, сотрудники стараются оценить стабильность компании своего работодателя, его способное обеспечить выплату заработной платы в текущем периоде и перспективу, а также гарантии своей занятости. В принятии управленческих решений не участвуют.

    Наблюдательные органы (советы директоров, попечительские советы и т. п.) в экономически развитых странах существуют гарантии соблюдения прав собственников и всех прочих участников бизнес-среды. Не участвуя напрямую в управлении и принятии решений, они серьезно влияют на этот процесс, и для это им требуются внутренние учетные данные.

    Аудиторы. Учетная информация для аудиторов служит предметом труда, выполняя свои служебные обязанности, они имеют доступ к внутренней информации, при этом в принятии управленческих решений в самой организации не участвуют, а выработанные ими рекомендации и аналитические материалы используют в своей работе (принятии решений) менеджеры.

    Специалисты по слияниям и поглощениям в случае дружественных слияний в силу своих профессиональных обязанностей имеют доступ к внутренней информации, и здесь эта группа пользователей аналогичны аудиторам, которых также привлекают для оказания некоторых услуг. Разного рода учетные данные являются инструментами для их работы.

    Покупатели, потребители, клиенты заинтересованы в стабильности компании, особенно если у них долгосрочные контракты с данной организацией. Интересующий их аспект можно хотя бы в первом приближении оценить по финансовой отчетности. При этом доступа к внутренней информации они, как правило, не имеют, и в принятии управленческих решений напрямую не участвуют.

    Доставщики, подрядчики, прочие коммерческие кредиторы хотят оценить возможность получить свои деньги в срок и в полном объеме. Поэтому их интересует прежде всего ликвидность и краткосрочная платежеспособность, особенно если они зависят от данной организации как основного потребителя.

    Заимодавцы — лица, которые предоставляют финансовые ресурсы на определенный срок на определенных условиях. Помимо текущей платежеспособности компании их также интересует счет-фактура ее капитала и особенности денежных потоков. Оценить полную картину финансового состояния из одной только финансовой отчетности бывает невозможно, поэтому финансовые кредиторы при предоставлении кредита обычно требуют большое количество различных документов, расчетов, справок. Однако считать, что банкиры таким образом бывают допущены к внутренней информации организации, неправильно. Вся эта информация предоставляется им только в той форме и в том объеме, которые одобрены руководством организации, поэтому будет правильным

    Потенциальные собственники заинтересованы в том, чтобы оценить возможность получать доход от долевого участия. Им, а также их агентам требуется информация о том, стоит ли покупать держать или продавать пакеты прав. Общую оценку финансового состояния они могут сделать только по внешней финансовой отчетности.

    Общественность — в лице профсоюзов, органов местного самоуправления, экологических организаций и т. п. также являет пользователем учетной информации, по которой можно оценить степень соответствия положения организации требованиям или стандартам общественных организаций. Этой группе пользователей доступна только финансовая отчетность, но в управлении организацией они участия не принимают, хотя могут серьезно ваять на принятие многих, и очень важных, решений.

    Внешние аналитики — это в первую очередь конкуренты, а затем сотрудники разного рода финансовых, рейтинговых, информационных и других агентств, а также все прочие лица, так или иначе интересующиеся положением организации. Однако обычно им в лучшем случае бывает доступна лишь внешняя финансовая от четность.

    Таким образом, пользователями информации финансового учета и отчетности являются в основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы государственной власти, т.е. внешние потребители. Персонально их состав неизвестен предприятию, и всем представляются одни и те же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого учета предназначена для руководителей предприятия (менеджеров) разного уровня полномочий и ответственности. Естественно, каждому из них необходим индивидуальный перечень учетных данных для управления, соответствующий их правам и обязанностям.


     

     

     

     

    3. ОСОБЕННОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

     

    К настоящему времени сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.

    1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2); Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.

    Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

    2. Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по
    его применению [17].

    Однако особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К настоящему времени утверждены и действуют 19 ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов.

    Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

    3. Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики.

    Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

    – рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические
    и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    – формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    – порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    – правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    – порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете» [1] . В гл. 1, ст. 1, п. 3 сформулированы такие основные задачи бухгалтерского учета, как:

    – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    – предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

    Далее (ст. 6, п. 3) предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета, т.е. предприятием самостоятельно утверждаются:

    – рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

    – формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    – порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Той же статьей (п. 4) предусмотрена самостоятельная разработка учетной политики предприятия: «Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год» [1].

    О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст. 5, п. 3: «Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности» [1].

    Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» [1] и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ подтверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику.

    Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст. 10, п. 4) [1]. Здесь речь идет об информации управленческого учета и о регистрах аналитического учета затрат.

    В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделению финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30 – 39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организовывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов). По существу предприятию предоставляется возможность организации управленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.

    Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обеспечивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета.

    Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет – важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учетной политики организации определены ПБУ 1/ 2008.

    В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, — ФИФО, средней. В учетной политике описываются методы оценки приобретенных материалов — по фактической себестоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции — по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»). Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете.

    В учетной политике фиксируется перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции.

    С 1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. № 31 все предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился новым термином управленческого учета — «периодические затраты», а российский учет сделал очередной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов.

    ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что также является конечной целью бухгалтерского управленческого учета.

    Наконец, в учетной политике организации описывается метод распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции (носителями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования—основы бухгалтерского управленческого учета.

    Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций.

    Таким образом, финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет — нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием счетов бухгалтерского учета определена федеральным законом Российской Федерации, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести на предприятии управленческий учет или нет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше затрат на получение соответствующих данных.

     

    4. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции, всю деятельность предприятия, его имущество, обязательства и расчеты. Но это учет факта, прогнозные, ожидаемые величины бухгалтерский учет не включает. Управленческий учет — это главным образом исчисление затрат и результатов; выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств. Обе разновидности учета для управления включают расчетные, ожидаемые, прогнозные, плановые величины.

    Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. Методика и организация управленческого учета государственными органами и законодательством не регламентируются. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Ограничений по выбору систем управленческого учета не существует. Его методологической основой является теория принятия решений.

    Финансовый учет ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Управленческий учет может придерживаться этого принципа полностью или частично, а может и не придерживаться. Измерение и оценка доходов, издержек, активов без использования системы специальных счетов управленческой бухгалтерии ведется статистическими методами накопления, выборки, сравнения и т.п. Если управленческий учет использует систему счетов, они должны отличаться от счетов финансового учета по форме и существу, но быть взаимосвязаны с ними в методологическом отношении.

    Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и другие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, без разбивки по видам деятельности, структурным подразделениям и т.п. Управленческий учет ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений, и лишь для высшего руководства его данные обобщаются в целом по предприятию.

    Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления — спустя несколько дней, недель, месяцев. В управленческом учете периодичность представления соответствующих данных ежедневная, недельная, месячная, часть отчетных данных формируется по мере потребности в них или к определенному, заранее установленному сроку.

    Распространенным требованием к данным учета для управления является их оперативность, формирование информации по принципу «чем быстрее, тем лучше».

    Разной может быть точность финансового и управленческого
    учета, исчисления их показателей. Данные финансового учета должны
    быть довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с не доверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решающей роли, а первостепенное значение приобретает быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, т.е. соответствие целям управления.

    Финансовый и управленческий учет могут различать состав используемых показателей, единицы их измерения. Основой бухгалтерского учета является стоимостное, денежное измерение, финансовая отчетность составляется только в стоимостном выражении. На счетах бухгалтерского учета нельзя учесть то, что невозможно оценить в рублях или другой валюте. В управленческом учете широко применяют как денежные, так и натуральные единицы измерения. Весьма распространена оценка затрат труда и трудоемкости производства в рабочем времени (часах, человеко-часах, нормо-часах). В ряде случаев они объективнее оценивают эффективность затрат и результатов, чем стоимостные показатели. В управленческом учете широко используют относительные показатели, сравнительно редко применяемые в бухгалтерском учете, и неизвестные ему стоимостные показатели добавленной стоимости, маржинальных затрат и прибыли, предельных издержек и др.

    В конечном счете управленческий учет в отличие от бухгалтерского не предполагает фактического учета величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель — дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.

     

    Сравнивая финансовый и управленческий учеты, можно выделить в них следующие основные различия:

    1.    Обязательность ведения учета. Законодательством установлены требования к предприятиям ежегодно предоставлять финансовые отчеты. В отличие от этого управленческий учет осуществляется по необходимости и информация подготавливается в том случае, когда выгода от ее использования больше, чем затраты на ее сбор.

    2. Точности информации. Руководству предприятия необходима оперативная подача данных для принятия управленческих решений. В управленческом учете часто используется приблизительная информация, которая обычно является достаточной для принятия управленческих решений. Данные финансового учета должны быть довольно точными.

    3. Масштабы учета. В финансовых отчетах должен быть представлен материал о деятельности всего предприятия в целом. Управленческий учет изучает отдельные участки работы предприятия — центры ответственности.

    4. Принципы учета. Внешние пользователям необходимо, чтобы ежегодные отчеты составлялись исходя из общепринятых норм учета, поэтому финансовые отчеты должны подготавливаться в соответствии с установившейся практикой учета. Руководство предприятия может выбрать те правила учета, которые оно считает наиболее полезными.    

    5. Частота подачи информации. Финансовые отчеты должны предоставляться в установленные сроки. Информация управленческого учета запрашивается руководством так часто, как только в ней появляется необходимость (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

    6. Объекты учета. В финансовом учете собираются данные по организации в целом и финансовая отчетность составляется единая для всей организации. В управленческом учете могут рассматриваться отдельные подразделения, рабочие места, процессы, проекты или любая управленческая задача в отдельности.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 28.09.2010) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
  2. ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации»: утверждено Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н) // Финансовая газета. 1999. № 34.
  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Юристъ, 2010.
  4. Волкова О.Н. Управленческий учет.–М.: ТК Велби, 2009.
  5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет.–М.: Аудит, 2008.
  6. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет.–М.: Юристъ, 2009.
  7. Каверина О.Д. Управленческий учет.–М.: Финансы и статистика, 2008.
  8. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.–М.: Финансы и статистика, 2007.
  9. Колесников С.Н. Как организовать управленческий учет // Экономика и жизнь, 2008. № 4.
  10. Колесников С.Н. Иерархия систем управленческого учета // Экономика и жизнь. 2007. № 1.
  11. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. –М.: Аскери-АССА, 2009.
  12. Минькин Ю. Управленческий учет и системы учета // Финансовая газета, 2008. № 4.
  13. Николаева с.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. –М.: Аналитика-пресс, 2007.
  14. Николаева О.Е., Шикова Т.В. Управленческий учет.–М.: УРСС, 2007.
  15. Осипенкова О.П. Управленческий учет.–М.: Экзамен, 2008.
  16. Пичунина Л. Управленческий учет и анализ как средство повышения прибыли // Финансовая газета. 2008. № 4.
  17. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.–М.: Информационное агентство ИПБ– БИНФА, 2008.
  18. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета.–М.: Финансы и статистика, 2007.
  19. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  20. Хоргрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. –М.: Финансы и статистика, 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00173 sec

WordPress: 24.01MB | MySQL:121 | 1,395sec