Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия

<

112213 1705 1 Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия

1 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА
ОСНОВЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

1.1 Цели и основы ценовой политики

 

Процесс определения цены — это и наука, и искусство. Существует много технических подходов к установлению приемлемых, цен, и каждый подход дает свою цену. Но как узнать, какая из этих цен оптимальна?

Основой ценообразования являются, во-первых, затраты, а во-вторых — покупательский спрос. Искусство определения цены заключается в возможности осознания положения на рынке в целом и реакции потребителя на этот продукт и его цену. Рыночный опыт накапливается годами вместе с изучением потребительского спроса и товарооборота по конкретному товару в отрасли. Не последнюю роль в ценообразовании играет интуиция.

Конкретную цену устанавливают разными методами согласно определенным обстоятельствам и преследуя разные цели. Некоторые методы дают минимальную цену, которую можно выбрать для обеспечения прибыли. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые расчетные цены. Чем большей информацией он обладает, тем более обоснованным и продуманным будет его решение. Напомним, что различные методы и подходы обеспечивают только информацию для принятия решения. Менеджер должен выбрать наиболее подходящую цену (при данных условиях и обстоятельствах) и оценить последствия принятия такого решения.

Рассмотрим ресторан, который помимо блюд исключительного качества предлагает вина отличных сортов — гордость этого ресторана. Обычная цена за одну бутылку такого вина в ресторане — 1850 руб. Допустим, что по некоторым причинам (возможно, накопились излишки запасов, кончается срок годности вина, винный склад должен обеспечить пополнение специальных запасов) это вино рассматривается как «особый выбор месяца».

Ресторан установил следующие цены на это вино (за одну бутылку):

Продажа стаканами (525 руб. х 4 стакана в бутылке)    2100 руб.

Продажа бутылки к обеду или ужину    1675 руб.

Продажа бутылки навынос    1195 руб.

Продажа оптом (дюжины) навынос (11 950 руб. : 12)    996 руб.

Какая цена за одну бутылку вина будет правильной? Все перечисленные цены приемлемы, но при разных обстоятельствах.

Цена 1850 руб. основана на стоимости приобретения вина, репутации производителя, цен на вино такого же уровня, года производства, набора сортов винограда, уровня алкоголя. Когда бутылка красного вина открыта, вино начинает окисляться и через некоторое время портится. Следовательно, при продаже стаканами ресторан рискует потерять часть вина в результате порчи. Таким образом, цена, равная 525 руб. за один стакан, в этих условиях кажется подходящей.

Многие предприятия устраивают специальные продажи для поддержки определенного продукта. Рестораны — не исключение. В текущем месяце руководство ресторана решило уменьшить цену за одну бутылку на 175 руб., чтобы привлечь клиентов попробовать это вино во время их обеда или ужина.

Хотя продажа навынос не является обычной практикой для ресторана, цены нужно установить и для этого случая. Затраты на одну бутылку вина при обслуживании клиентов в ресторане включают в себя и затраты собственно на обслуживание. Официант должен принести бутылку, установить ее охлаждение (для белого вина) на столе, открыть бутылку, разлить по бокалам, представить клиенту информацию о вине и постоянно обслуживать клиента в течение его обеда или ужина. Поэтому ресторан может сократить цену в случае выноса на 480 руб., исключив тем самым затраты на обслуживание. Это означает, что маржинальная прибыль ресторана на одну бутылку в части трудозатрат приблизительно равна 500 руб.

Наконец, при покупке дюжины бутылок навынос цена уменьшается еще на 199 руб. в расчете на одну бутылку. Такое сокращение цен известно, как скидки в зависимости от количества покупки, — система, которая широко используется в условиях свободного предпринимательства.

Традиционный подход к ценообразованию основан на теории микроэкономики. Ценообразованию принадлежит главная роль в концепции теории фирм. Основное положение этой концепции — предприятие функционирует и стремится к максимизации прибыли. Хотя каждому продукту соответствуют собственные доходы и расходы, согласно теории микроэкономики прибыль будет максимальной, когда разница между суммарными доходами и суммарными затратами является наибольшей.

Рисунок 1 представляет собой типичный график анализа критической точки.

112213 1705 2 Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия112213 1705 3 Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия

 

Рис. 1. Анализ критической точки

 

Левее критической точки (1000 единиц) предприятие будет нести убытки, так как суммарные затраты превышают суммарные доходы. Справа от нее — область прибыли, где суммарные доходы больше, чем суммарные затраты. Проблема заключается в нахождении точки (уровня производства), в которой прибыль максимизируется, и в определении роли ценообразования в этом анализе.

Рассмотрение области прибыли на рис. 1 может ввести в заблуждение. Кажется, что область прибыли неограничена справа, т.е. прибыль увеличивается по мере увеличения количества проданной продукции, и если предприятие сможет произвести неограниченное количество продукции, то будет достигнут максимальный уровень прибыли. Однако это не так, и теория микроэкономики говорит нам, почему.

На рисунке 2 показана реальная экономическая схема безубыточности, где присутствуют две критические точки, между которыми находится область прибыли. Заметим, что линия суммарного дохода скорее изогнутая линия, чем прямая. Продажа дополнительной единицы продуктов вызовет снижение цены вследствие конкуренции и других факторов. Суммарный доход будет продолжать расти, но скорость роста будет уменьшаться с увеличением количества проданных единиц.

 

 

112213 1705 4 Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия

 

Рис. 2. Кривые суммарных доходов и суммарных затрат

 

На затратах это отражается противоположным образом. Ранее мы предполагали, что переменные и постоянные затраты были хорошо предсказаны в соответствующем уровне релевантности, когда постоянные затраты оставались неизменными, а переменные были одинаковыми в расчете на единицу. В результате линия суммарных затрат была прямой (см. рис. 1). Следуя теории микроэкономики, затраты на единицу продукции будут увеличиваться с течением времени, поскольку постоянные затраты будут изменяться. При переходе на иные уровни релевантности такие постоянные затраты, как амортизация и расходы на контроль производственного процесса, увеличиваются. Кроме того, когда предприятие производит все больше и больше продукции при ограниченных производственных мощностях, увеличиваются затраты на ремонт и техническое обслуживание. Таким образом, суммарные затраты в расчете на единицу увеличиваются с возрастающей скоростью, и линия суммарных затрат начинает загибаться кверху. Линия суммарного дохода и линия суммарных затрат пересекаются затем снова. Выше точки пересечения предприятие опять будет нести убытки, несмотря на дополнительные продажи.

Прибыль достигнет своей максимальной величины в точке, где разница между суммарным доходом и суммарными затратами будет наибольшей. На рисунке 2 эта точка соответствует 7000 ед. проданной продукции. При таком уровне продаж суммарный доход равен 210 000 руб., суммарные затраты — 120 000 руб. и прибыль составит 90 000 руб.

Теоретически, если одна дополнительная единица продукции будет продана, прибыль на единицу будет уменьшаться, поскольку суммарные затраты растут быстрее, чем суммарные доходы. Можно видеть, что если предприятие продает 11 000 ед., то практически вся прибыль будет «съедена» возросшими затратами. Таким образом, в нашем примере объем продаж 7000 ед. продукта является оптимальным операционным уровнем, а цена, соответствующая этому уровню, — наиболее приемлемой (оптимальной).

Для понимания оптимальной цены за товар (услугу) экономисты используют понятия маржинального дохода и маржинальных затрат. Динамику маржинального дохода можно представить как изменение в суммарных доходах, вызванное изменением выпуска продукции на единицу. Динамика маржинальных затрат показывает, насколько изменились суммарные затраты в связи с изменением выпуска продукции на единицу.

На рисунке 3 представлены графики маржинального дохода и маржинальных затрат для каждой проданной единицы продукции для нашего примера.

Объем производства, который дает максимальную прибыль, равен 7000 ед. После этой точки с увеличением количества произведенной продукции прибыль будет уменьшаться. Маржинальные

112213 1705 5 Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия

112213 1705 6 Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия

Рис. 3. Кривые маржинального дохода и маржинальных затрат

 

Если вся информация, используемая в микроэкономике, определена, найти оптимальную цену легко. Но большая часть информации в предыдущем анализе основывалась на предполагаемых оценках объема продаж, производственных затрат и доходов. Определить же общий потребительский спрос на продукцию (услуги) из этих данных затруднительно. Кроме того, на практике не всегда можно получить адекватные прогнозные оценки затрат на ремонт и техническое обслуживание. Тем не менее развитие такого анализа дает менеджеру знания о составе затрат, их поведении. Вот почему очень важно для руководства предприятия использовать микроэкономический подход при решении вопроса ценообразования на товары (услуги), но информация этого рода не должна быть единственной для принятия окончательного решения.

 

1.2. Факторы, влияющие на ценовые решения

 

Установление цены — процесс, требующий учета большого количества факторов. Все факторы, влияющие на ценообразование, можно объединить в две группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы определяются рынком, на котором действует предприятие. Принятие конечного решения по установлению цены зависит от ответа на следующие вопросы:

– каков общий спрос на рынке на данный продукт;

– имеются на рынке аналогичные товары других производителей;

– какова цена на аналогичную продукцию у конкурентов;

– в чем больше заинтересованы покупатели: в меньшей цене на продукцию или в более высоком качестве товара;

– является ли продукция предприятия настолько новой и уникальной, что она сможет вытеснить с рынка продукцию других производителей?

Если на рынке существует сильная конкуренция, имеется большое количество товаров такого же качества, то предприятие для завоевания рынка обычно устанавливает более низкие цены, иногда даже ниже полной себестоимости.

Если предприятие начинает производство очень новой и в какой-то степени уникальной продукции, то при установлении цены можно не учитывать конкуренцию на рынке, но следует иметь в виду, что покупателю нужно привыкнуть к новому продукту, необходимо сформировать покупательский спрос. В этом случае цены, устанавливаемые на продукцию, тоже должны быть достаточно гибкими.

Таким образом, для принятия окончательного решения по установлению цены необходимо хорошо знать положение на рынке, потребности покупателя.

Внутренние факторы также должны учитываться при ценообразовании. Наиболее важное значение среди этих факторов имеет себестоимость. Необходимо сопоставить величину затрат с возможностью их покрытия при установлении цены. Выживаемость предприятия зависит от степени покрытия не только текущих расходов, но и расходов, связанных с капитальными вложениями, рассчитанными на длительный период.

В таблице 1 приведены внешние и внутренние факторы, влияющие на ценовые факторы.

 

Таблица 1 – Внешние и внутренние ценовые факторы

Внешние факторы

Внутренние факторы

Общий покупательный спрос на продукцию

Себестоимость продукции

Количество конкурирующей продукции на рынке

Необходимость покрытия долгосрочных капитальных вложений

Качество конкурирующей продукции

Качество материалов и труда

Текущие цены на конкурирующую продукцию

Трудоемкость производства

Предпочтение покупателем высокого качества продукции или низкой цены

Использование ограниченных ресурсов

Сезонность покупательского спроса

 

 

 

На практике при ценообразовании предприятия учитывают информацию как о рынке (внешний фактор), так и о затратах (внутренний фактор).

Внутренние источники информации о состоянии рынка включают в себя отчеты отдела сбыта, результаты исследования мнения покупателей. Внешние источники — результаты исследования рынка, специальные агентства и газеты. Предприятия, которые опираются при ценообразовании на затраты, чаще используют метод учета полных, а не переменных затрат, объясняя это следующим:

– в условиях долгосрочного периода все произведенные затраты должны быть покрыты (часть менеджеров считает, что это достигается только при методе учета полных затрат);

анализ соотношений объема и затрат для всех наименований продукции (иногда тысячами) проводить дорого, поэтому минимальная цена рассчитывается исходя из производственной себе стоимости;

– кривые спроса достаточно неопределенны;

– производственная себестоимость обеспечивает большую стабильность.

При сопоставлении достоинств переменных и полных затрат нельзя искать только белые или черные стороны. В одних случаях лучше использовать метод учета переменных затрат, в других — метод полных затрат. Переменные затраты приоритетны в следующих сферах: сравнение с конкурентами; принятие решения о реализационной корзине и структурных сдвигах; установление цен на новую продукцию; принятие решения о специальном заказе и др.

 

1.3. Методы ценообразования

 

Хорошей основой для выработки решений об установлении цен является себестоимость производства продукции. Рассмотрим четыре метода ценообразования на основе:

  1. переменных затрат;
  2. валовой прибыли;
  3. рентабельности продаж;
  4. рентабельности активов.

    Метод ценообразования на основе переменных затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затратам для каждого вида продукции. Этот метод целесообразно использовать, если соблюдены два условия:

    1) стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции, одинакова;

    2) отношение переменных затрат к остальным расходам одинаково для каждого вида продукции.

    Для расчетов применяют две формулы:

    ПН = (ПВП + СППЗ +КОАР) / СПППЗ *100%,

    где ПН – процент наценки;

    ПВП – планируемая величина прибыли;

    СППЗ – суммарные постоянные производственные затраты;

    КОАР – коммерческие, общие и административные расходы;

    СППЗ – суммарные переменные производственные затраты х 100%.

    ЦОПЗ = ППЗЕ + ППЗЕ*ПН,

    где ЦОПЗ цена на основе переменных затрат;

    ППЗЕ – переменные производственные затраты на единицу;

    ПППЗЕ – Переменные производственные затраты на единицу.

    Цена устанавливается на основе процентной надбавки ко всем переменным производственным затратам. Она должна покрыть всю сумму затрат и желаемой прибыли, указанную в первой из приведенных формул.

    Рассмотрим пример. Предприятие собирает автомобильные моторы из деталей, закупаемых на стороне. Суммарные затраты на производство 14 750 моторов и затраты на единицу за предыдущий год показаны в табл.2.

     

    Таблица 2 – Данные о затратах в целях ценообразования, руб.

    Показатели

    Суммарные затраты

    Затраты на единицу

    Переменные производственные затраты:

       

    переменные материальные затраты

    88500

    6,00

    прямые трудовые затраты

    66375

    4,50

    <

    переменные общепроизводственные расходы

    44250

    3,00

    Итого переменных производственных затрат

    199125

    13,50

    Постоянные общепроизводственные расходы

    154875

    10,50

    Коммерческие, общие и административные расходы:

       

    коммерческие расходы

    73750

    5,00

     

    Продолжение таблицы 2

    Показатели

    Суммарные затраты

    Затраты на единицу

    общие расходы

    36875

    2,50

    административные расходы

    22125

    1,50

    Итого коммерческих, общий и административных расходов

    132750

    9,00

    Итого затрат

    287625

    19,50

    Всего затрат

    486750

    33,00

     

    В течение отчетного периода не ожидается изменение затрат на единицу продукции. Прогнозируемая величина прибыли, которую предприятие хочет получить в этом периоде, — 110 625 руб. Общая стоимость активов предприятия составит 921 875 руб. Ожидается, что рентабельность активов составит 12%.

    ПН = (110625руб. + 154875руб. + 132750руб.): 199125 руб. х 100% = = 200%.

    ЦОПЗ = 13,50 руб. + 13,30 руб. х 200% = = 40,50руб.

    Таким образом, цена продажи должна составлять 40,50 руб., в этом случае будут покрыты все затраты и получена желаемая прибыль.

    Во втором методе в качестве расчетной базы используется валовая прибыль — разница между объемом реализации продукции (выручки от реализации) и себестоимостью реализованной продукции. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Такой метод применять не сложно, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу продукции легко получить из учетных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.

    В указанном методе используются следующие две формулы:

    ПН =ПВП +КОАР /СПЗ*100%;

    ЦОВП = СПЗЕ + СПЗ*ПН

    .

    Рассчитаем цену на основе валовой прибыли для нашего примера:

    Процент наценки — (110625руб. + 132750руб.) : (199 125руб. + + 154 875 руб.) х 100% = 68,75%.

    Цена на основе валовой прибыли = 13,50руб. + 10,50руб. + 24руб. х х 68,75% = 40,50 руб.

    Отметим, что цена, рассчитанная на основе переменных затрат, совпадает с ценой, рассчитанной на основе валовой прибыли. Это связано с тем, что различие между данными методами состоит в том, что в первом используются только переменные затраты, во втором — все производственные затраты, но такая разница компенсируется процентной наценкой.

    Когда используется метод рентабельности продаж, процентная наценка включает в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам продукции. Коммерческие, общие и административные расходы труднее отнести на конкретные виды продукции, чем переменные и постоянные производственные затраты, поэтому для их распределения можно использовать произвольные методы. Однако подобное произвольное распределение коммерческих, общих и административных расходов может привести к ошибкам в определении цены изделия. Поскольку такие внешние факторы, как конкуренция и положение на рынке, должны быть учтены прежде установления окончательной цены, метод ценообразования на основе рентабельности продаж может быть использован в качестве исходной цены в решении проблемы ценообразования.

    Для расчетов используются формулы:

    ПН = ПВП /СЗ *100%;

    ЦНРП =СЗЕ + СЗЕ*ПН,

    где ЦНРП – цена на основе рентабельности продаж.

    Рассчитаем цену на основе рентабельности продаж нашего примера:

    ПН = 110 625 руб.: 486 750 руб. х 100% = 22,73%.

    ЦНРП даж = 13,50руб. + 10,50руб. + + 9руб. + 33руб. х 22,73% = = 40,50руб.

    Установление цены на основе рентабельности активов должно обеспечить предприятию определенный уровень рентабельности активов. Предполагая, что предприятие имеет минимальную желаемую ставку рентабельности активов, можно использовать следующую формулу для расчета цены:

    ЦОРА = СЗЕ + / ООПЕ*ПСРА.

    где ЦОРА – цена на основе рентабельности активов;

    ОСТА – общая стоимость активов;

    ООПЕ – ожидаемый объем производства в единицах;

    ПСРА – прогнозируемая ставка рентабельности активов.

    Цена на основе рентабельности активов для нашего примера рассчитывается следующим образом:

    ЦОРА = 13,50 руб. + 10,50 руб. + + 9руб. + 921 875руб.: 14750руб.*

    *12% = 40,50руб.

    Все четыре метода дали один и тот же уровень цены — 40,50 руб., поскольку они применялись для одних и тех же данных. Поэтому для определения цены предприятие может применять любой из этих методов.

    Таким образом, затратами, на основе которых рассчитывается цена, могут быть:

    – переменные производственные затраты на единицу;

    – суммарные производственные затраты на единицу;

    – суммарные затраты на единицу.

    Часто суммарные производственные затраты на единицу продукции очень легко определить, что делает метод установления цены на основе валовой прибыли хорошим инструментом ценообразования. Установление цены на основе рентабельности активов также хороший метод, если стоимость активов, используемых в производстве данного вида продукции, может быть точно определена. В противном случае этот метод может дать неправильный результат.

     

     

     

    2 ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

     

    2.1. Подходы к установлению цены

     

    Решения в области ценообразования, прежде всего, связаны с вопросом, о формировании цены какого типа продукта идет речь (рис. 1). Одно дело, если это обычный массовый продукт, который продается изо дня в день по налаженным каналам продвижения привыкшим к нему покупателям. Если продукт близок к обычному по свойствам, но по каким-то причинам заказывается производителю с особыми условиями, то в этом случае необходимо применять дополнительные экономические оценки ситуации и специальное ценообразование. Совершенно иные подходы уместны, если речь идет о специально заказанном товаре. Эти три подхода в ценообразовании (обычный продукт, обычный продукт с доработками и специальный заказ) образуют основные направления формирования цены. Рассмотрим основной подход — ценообразование обычного продукта, как наиболее часто встречающуюся проблему. Весь процесс формирования цены можно разделить на два этапа:

    определение базовой цены;

    определение правил для управления отклонениями от базовой цены.

    Определение базовой цены можно назвать средством решения стратегических или как минимум долгосрочных целей компании, в то время как управление отклонениями от базовой цены позволяет гибко реагировать на тактические, ситуативные проблемы.

     

    2.2. Ценообразования, основанное на затратах

     

    Издержки являются ключевым фактором ценообразования. Компенсация всех издержек компании всегда будет главным критерием установления цены. Однако здесь очень трудно определить, что первично, а что будет прямым следствием, поскольку давление конкурентов, выраженное в предложении потребителю более низких цен, заставляет компании все время работать над снижением затрат. Взаимодействие цены и издержек правильнее было бы охарактеризовать, как тесное взаимное влияние, и при рассмотрении подходов к ценообразованию следует всегда помнить об этом.

    В ценообразовании для обычного продукта самым важным является возможность попасть в ситуацию, когда цена продажи продукта в разумной перспективе покрывает все издержки на производство, администрирование и продвижение, а также прибыль, если фирма собирается и дальше жить и развиваться, да еще и обеспечивает достаточный уровень дохода инвестору. Существенным здесь является долгосрочность ценового решения, так как речь идет о компенсации всех затрат, а капитальные затраты обычно могут быть компенсированы только в течение достаточно значительного промежутка времени.

    При ценообразовании с точки зрения затрат наиболее общий подход для обычного продукта состоит в установлении определенной наценки по отношению к издержкам, связанным с продуктом. В этом случае производится расчет некой базы издержек, к которой добавляется заранее установленная наценка. База издержек может рассчитываться различными способами, применяемыми при калькулировании себестоимости единицы продукции: методом полных (поглощенных) затрат или методом прямых затрат. Соответствующие схемы ценообразования называются «Полные затраты +» и «Частичные затраты +».

    Определение базовой цены методами «Полные затраты +» и «Частичные затраты +»

    Принято при установлении цены на основе полных затрат для определения базы затрат использовать производственную себестоимость продукта. Устанавливаемая наценка должна обеспечить в том числе и компенсацию административных и коммерческих издержек.

     

     

     

    2.3. Способы калькулирования себестоимости как фактор ценообразования

     

    Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

    Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

    В себестоимость продукции, в частности, включаются:

    1) затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относятся: затраты над подготовку и освоение производства; затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции; расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров; отчисления на государственное социальное и обязательное медицинское страхование; расходы по управлению производством и др.;

    2) расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой и транспортировкой (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены на продукцию); оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, комиссионными сборами и воз награждениями, уплачиваемыми сбытовым и внешнеторговым организациям; расходы на рекламу, включая участие в выставках, ярмарках и др.;

    3) расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции на данном предприятии, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции отдельных предприятий необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства (отчисления на покрытие затрат по геолого-разведочным и геолого-поисковым работам, на рекультивацию земель; (плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду).

    Кроме того, в себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются также потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли, выплата пособий в результате потери трудоспособности из-за производственных травм (на основании судебных решений).

    Следует отметить, что в системах финансового и управленческого учета подходы к формированию себестоимости различны.

    В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости (в зависимости от того, какая управленческая задача решается). В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в финансовом учете.

    Информация об издержках, собранная в рамках бухгалтерского финансового учета, позволяет в конечном счете сформировать прибыль от реализации продукции, работ, услуг в целом по предприятию. Себестоимость каждого изделия, работы, услуги в этой учетной системе не показывается вовсе или рассчитывается усреднено. В рамках всего предприятия учет и списание затрат на себестоимость могут быть выполнены корректно с точки зрения налогообложения, но информация о структуре отдельных видов продукции при этом может быть искажена. Для целей финансового учета такая картина вполне приемлема.

    Однако для самого предприятия важна достоверная информация о структуре себестоимости — предприятие получает возможность влиять на нее, т.е. управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться в системе бухгалтерского управленческого учета.

    В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе ранее выделялись следующие ее виды:

  • цеховая — включала прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризовала затраты цеха на изготовление продукции;
  • производственная — состояла из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствовала о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;
  • полная себестоимость — производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

    Такой подход несколько противоречил Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки, прямые трудозатраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы, а полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, сбытовых и административных (общехозяйственных) расходов.

    Процесс формирования полной себестоимости показан на рис. 2.

    Кроме того, различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая — характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Она рассчитывается по формуле средневзвешенной из индивидуальных себестоимостей предприятий отрасли.

    112213 1705 7 Ценовые факторы в системе управления затратами предприятия

    Наконец, существуют плановая и фактическая себестоимость. В расчеты плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.

    Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг). Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы учитываются в составе косвенных расходов).

    Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

    Определение фактической себестоимости основных материалов, списываемых на носитель затрат, разрешено производить следующими методами: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Метод оценки запасов по средней себестоимости применяется в соответствии с порядком, приведенным в Основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденных Минфином СССР 30 апреля 1974 г. № 103.

    Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного года в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле — в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних по времени закупок.

    Метод ЛИФО, в отличие от метода ФИФО, основан на том, что ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.

    При использовании метода средней себестоимости предполагается, что себестоимость запасов равна средней стоимости запасов, имевшихся на начало учетного периода, и всех запасов, закупленных в этом периоде.

    Согласно методу ФИФО себестоимость запасов, приобретаемых первыми, относится на запасы, списываемые в расход первыми.

    Метод ЛИФО основан на том, что себестоимость запасов, приобретенных последними, устанавливается для запасов, которые списываются в расход первыми, следовательно, себестоимость запасов, остающихся в наличии, определяется по себестоимости первых закупок.

    В условиях инфляции с точки зрения налогообложения более предпочтительным оказывается метод ЛИФО. Выбрав его для оценки материальных запасов, предприятие экономит на налогах на прибыль и на имущество, однако запасы при этом отражаются в нереальной, заниженной оценке.

    Применение метода ФИФО, напротив, дает предприятию максимально возможную величину чистого дохода, что делает его финансовую отчетность более привлекательной для внешних пользователей.

    Наиболее близкие к реальной действительности результаты будут получены при расчетах перманентной средней себестоимости запасов.

    Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов предприятие описывает в своей учетной политике.

    Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг). К косвенным относятся общепроизводственные расходы, которые не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат.

    Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе — по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых) расходов. Статьи расходов предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию. Внутри каждой статьи можно организовать аналитический учет для более подробной расшифровки затрат с целью их конкретизации.

    Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.

    Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументирование принимать решения.

    В конце отчетного периода на суммы фактических общепроизводственных расходов составляют запись:

    Д-т сч. 20 «Основное производство» — в части подразделений основного производства

    Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — в части подразделений вспомогательных производств

    Д-т сч. 28 «Брак в производстве» — в доле расходов, относящихся к забракованной продукции

    К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы».

    Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:

    1) выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носителя общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех);

    2) выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;

    3) выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

    Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика.

    Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

    Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп — по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

    В конце отчетного периода счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается:

    Д-т сч. 20 «Основное производство» — в части подразделений основного производства

    Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — в части подразделений вспомогательного производства

    К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

    При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения.

    Калькулирование производственной себестоимости. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности, в себестоимость продукции должны быть включены лишь производственные затраты. Управленческие и коммерческие расходы в калькулировании производственной себестоимости участвовать не могут. Приказ Минфина РФ от 27.03.1996 г. № 31 «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 г.» предоставил всем организациям право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость. Этим документом всем организациям, независимо от вида их деятельности, разрешено с 1 января 1995 г. списание общехозяйственных расходов непосредственно на себестоимость реализованной продукции.

    На сегодняшний день п. 20 Указаний Минфина РФ № 31 для организаций любых видов деятельности в учетной политике разрешено принятие порядка списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». В случае использования этого приема предприятия обязаны записать о нем в своей учетной политике.

    Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ:

    1. Снижение трудоемкости учета, его упрощение.

    2. Совокупная прибыль будет одной и той же при использовании разных систем калькулирования, следовательно, размер налога на прибыль при любом подходе к калькулированию должен совпадать. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период.

    3. Данный способ списания расходов позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе, в неликвидных запасах в период, когда спрос на продукцию уменьшается. Калькулирование полной себестоимости на предприятиях, имеющих запасы готовой продукции на складе, приводит к капитализации части общехозяйственных расходов.

    Калькулирование себестоимости по переменным расходам. В бухгалтерском управленческом учете одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учета неполной себестоимости.

    Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции.

    Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат.

    В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.

    Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции.

    Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей реализованной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции.

    Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

    Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы, топливо текущие нормы затрат в начале года, как правило, ниже средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, выше. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года — выше.

    Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о (фактических затратах на производство продукции и отражают (фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы.

    Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

    На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

    Цена — важнейший элемент комплекса рыночных исследований. Она относится к группе контролируемых факторов и вы-ступает основным показателем, определяющим доход. Тради-ционно плохое развитие ценовой стратегии в бизнесе России во многом обусловлено практикой установления цен без адекватного учета структуры затрат. Кроме того, ценовые страте-гии, разрабатываемые фирмами, редко увязываются с их общей стратегией, что также является причиной недостаточного использования такого мощного фактора воздействия на рынок, как цена.

    В целях разработки качественной стратегии фирме необходимы налаженный сбор информации о рынке, его исследования, подготовка и предложение новых товаров, а также оптимальная организация их сбыта. На основе анализа собранной информации о рынке предприятие разрабатывает свою стратегию. В ее рамках может осуществляться продажа освоенных товаров имеющимся потребителям, предоставление прежних услуг новым покупателям на прежнем рынке (стратегия проникновения), стратегия развития (продажа уже используемых в практике товаров на новом рынке), стратегия сбыта новых товаров (реализация новых продуктов на уже освоенном рынке), стратегия диверсификации (предоставление новых товаров на новом сегменте рынка). При выборе фирмой любой конкретной стратегии развития ей приходится разрабатывать специальную ценовую политику, адекватную выбранной стратегической программе. Требования рынка ориентируют фирму на постоянное изучение условий сбыта продукции и лежат в основе работы всех ее подразделений.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  2. Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. – М.: ОАО «Нонпарель», 1999.
  3. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению.– М.: Бухгалтерский учет, 2006.
  4. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. –М.: Бухгалтерский учет, 2006.
  5. Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. –М.: ФБК «Контакт», 2007.
  6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет.–М,: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2008.
  7. Вахрушина М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000.
  8. Гаррисон Д. Ч. Стандарт-кост. Система нормативного учета себестоимости. –Союзоргучет, 1933.
  9. Дауни Т. Стандарт-кост в системном учете. М.—Л.: Стандартизация и рационализация, 1934.
  10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. –М.: Бухгалтерский учет, 2007.
  11. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Белобородовой. –М.: Финансы и статистика, 2003.
  12. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. –М.: ЮНИТИ, 2008.
  13. Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет. 2004. № 7.
  14. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2005.
  15. Мизиковский Е.А. Нормативная база в управленческом учете // Бухгалтерский учет. 2002. № 5.
  16. Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета. –М.: Финансы и статистика, 2009.
  17. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». –М.: Финансы и статистика, 2004.
  18. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. –М.: Аналитика-Пресс, 2004.
  19. Николаева С.А. Управленческий учет: Проблемы адаптации к российской теории и практике // Бухгалтерский учет. 2004. № 12.
  20. Палий В.Ф. Основы калькулирования.– М.: Финансы и статистика, 2004.
  21. Район Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Стратегический учет для руководителя. –М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.
  22. Рахман 3., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. –М.: ИНФРА-М, 2007.
  23. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  24. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2010.
  25. Хонгрен Ч. Т., Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. –М.: Финансы и статистика, 2003.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 26.18MB | MySQL:118 | 1,601sec